Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:59, реферат
На рубеже 20-х и 30-х гг XX в. в США начали формироваться перестройки, что привело в итоге к тому, что через некоторое время возникла необходимость пересмотра и изменения подхода к человеческим ресурсам, что в свою очередь должно было привести к качественно новой ситуации в управлении.
В итоге все происходящие события привели к формированию Школы человеческих отношений создателем которой выступил американский психолог и социолог Д.Э. Мэйо.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Джордж Элтон Мэйо……………………………………………………..…….4
2. Школа человеческих отношений ………………………………………...…...6
3. Хортонские эксперименты ……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «социология и психология»
на тему: «Джордж Элтон Мэйо»
Выполнил ст. гр. УП -13
Путинцева С.П.
Проверил: профессор Аленочкин В.И.
Чита 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Джордж Элтон Мэйо……………………………………………………..…….4
2. Школа человеческих отношений ………………………………………...…...6
3. Хортонские эксперименты ……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
На рубеже 20-х и 30-х гг XX в. в США начали формироваться перестройки, что привело в итоге к тому, что через некоторое время возникла необходимость пересмотра и изменения подхода к человеческим ресурсам, что в свою очередь должно было привести к качественно новой ситуации в управлении.
В итоге все происходящие события привели к формированию Школы человеческих отношений создателем которой выступил американский психолог и социолог Д.Э. Мэйо.
В своих исследованиях он пришел к выводу, что на производительность труда работников оказывают влияние психологические и социальные факторы. По мнению Мэйо, человек в организации старается установить социальные связи с другими людьми и лишь только после этого исполняет экономические функции.
Данная тема не утратила актуальности и сегодня т.к. каждый из нас является (являлся или только будет являться)участником трудовых отношений и чаще всего мы выполняем роль подчиненных, но все же хотелось бы отметить, что грамотный подход к управлению трудовыми ресурсами руководителя важен в гораздо большей степени – «Что посеешь, то и пожнешь».
Поскольку подходов к управлению персоналом выделено несколько целью нашей работы будет подробное рассмотрение идей Д.Э. Мэйо, а так же его биографии т.к. важно понять, почему он пришел именно к такому подходу в управлении человеческими ресурсами.
Подробнее будут так же рассмотрены концепция «Школы человеческих отношений и Хоторнские эксперементы.
Задачей данной работы будет рассмотрение подхода Э. Д. Мэйо к системе управления в целом.
1. Джордж Элтон Мэйо
Джордж Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».
Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнскими.
Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.
Элтон Мэйо родился 26 декабря 1880 года в Аделаиде (Южная Австралия) и был вторым ребенком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдет по стопам своего деда и выберет профессию врача. Но он не проявил себя в университете и был послан в Великобританию. Там, в Шотландии, он продолжил изучать медицину и психопатологию.
Большое влияние на формирование его взглядов оказали идеи Дюркгейма и Фрейда.
Потом Мэйо вернулся в Австралию, чтобы работать в Аделаиде. Уже тогда он публиковал материалы, посвященные менеджменту, но там его взгляды на управление были непопулярны.
Мэйо возобновил свое обучение в университете и специализировался на изучении этики и логики. Кроме того, его называли самым блестящим студентом философа сэра Уильяма Митчелла. Академическая карьера Элтона Мэйо в Австралии была успешной. [1]
18-го апреля 1913-го Мэйо женился на Доротее Макконел (Dorothea McConnel). Сочетались браком Джордж и Доротея в Брисбейне, Австралия (Dorothea McConnel). В дальнейшем у них родилось две дочери – Патриция (Patricia) и Гэль (Gael). [5]
В 1911—1921 Мэйо преподаватель логики, психологии и этики, а затем профессор философии и психологии в Квинслендском университете (Брисбейн, Австралия).
Вскоре он поехал в командировку в Великобританию, но по устному соглашению остался в США, где работал над рядом проектов. Когда его университет отказался возобновить командировку, он остался в США без средств. Тогда в течение шести месяцев он получал финансовую поддержку от Джона Д. Рокфеллера, и в 1923 поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете.
В 1926 Мэйо получил должность адъюнкт-профессора и руководителя отделения производственных исследований Гарвардского университета. Значительный вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Мэйо в компании «Вестерн Электрик» близ Чикаго (1927—1932 гг.).
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства и др.) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо доказал особую роль человеческого и группового фактора. Обобщение эмпирических данных привело его к созданию социальной философии менеджмента.. [1]
В 1947-м Мэйо вернулся в Великобританию, но свои исследования, однако, он не оставил.
Скончался Мэйо 1-го сентября 1949-го в Гилдфорде, Великобритания на момент смерти ему было 68 лет. [5]
2. Школа человеческих отношений
Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Следовательно, хотя представители научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Школа человеческих отношений — это гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в общей теории организации, социологии организаций и управленческой практике. Оно сформировалось в полемике с постулатами классической школы. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.
Обращение к человеческому фактору — это революционный переворот в теории организации и управления. Под «человеческим фактором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые
надо правильно использовать.
Между исследователями истории
возникновения школы
Организационные концепции человеческих отношений.
Серьезным ограничением всех
классических теорий организаций считают
механистическое представление
о поведении человека в организации.
В качестве альтернативы классическим
организационным теориям была предложена
организационная концепция
Возникновение концепции человеческих
отношений связывают с именем социолога
Э. Мэйо. Он пришел к выводу, что на производительность
труда работников оказывают влияние психологические
и социальные факторы. По мнению Мэйо,
человек в организации старается установить
социальные связи с другими людьми и лишь
только после этого исполняет экономические
функции.
Представители концепции человеческих отношений считали, что общество способствует нарушению нормальных человеческих отношений и усилению разобщенности и отчуждения людей друг от друга, что становится причиной нарушения социальной стабильности. Выход из сложившейся ситуации рассматривается в построении организационных отношений, учитывающих социальные и психологические аспекты деятельности людей. Они сформулировали три основных положения рассматриваемой концепции:
Мэйо уделил большое внимание изучению неформальных факторов организационного поведения людей и рассмотрению их влияния на производительность труда. В ходе своих исследований он обнаружил, что в организациях существовали отдельные группы людей, нормы и цели, расходящиеся с объявленными нормами и целями организации. Эти группы людей обладали определенной самостоятельностью и имели возможность отстаивать свои групповые идеи.
Мэйо считал, что назревающий
конфликт между личностью и организацией
можно разрешить путем удовлетворения
социальных и психологических потребностей
работников. При этом человек увидит смысл
в своем труде, а организация добьется
повышения производительности труда.[4]
В ноябре 1924 г. группа исследователей начала проводить эксперимент на заводе Хоторна, принадлежащем компании «Вестерн Электрик* в городе Чичеро, штат Иллинойс. Первоначальным замыслом его было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Этот эксперимент явился логическим развитием теории «научного управления», доминировавшей в тот период. Как это часто случается с великими открытиями, результаты получились не те, что ожидались. Случайно ученые нащупали нечто более важное, что впоследствии привело к возникновению теория «человеческих отношений» в науке управления.
Первоначальной задачей
того, что позднее превратилось в
четыре этапа эксперимента, было определить
влияние интенсивности
Рассмотрим этапы эксперимента подробнее:
Первый этап: рабочие были поделены на группы: контрольную и экспериментальную.
К большому удивлению исследователей, когда они увеличили освещение для экспериментальной группы, производительность труда обеих групп возросла. То же самое произошло и тогда, когда освещение было уменьшено.
Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной, но совершенно по другим причинам.
Второй этап: проводился лабораторный эксперимент со сборщицами реле.
На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, что обычно было не принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения.
Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.
Согласно теории управления того периода, такого не должно было происходить. Но так было. Поэтому был проведен опрос участниц для выяснения причин этого явления. В дальнейшем ученые выяснили, что некий человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий.
Рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли их работа экспериментальный характер или нет. Однако, его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой группы.
Третий этап: первоначально задумывался как простой план совершенствования непосредственного руководства людьми и тем самым улучшения отношения сотрудников к своей работе. Однако, впоследствии план перерос в огромную программу, которая состояла из бесед с более, чем 20 тыс. сотрудников.