Факторы успешного освоения знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение факторов успешности в учебной деятельности студентов. Для достижения этой цели будут решены задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования успешности в деятельности студента;
2. Рассмотреть психологические факторы успешной учебы;
3. Описать социальное окружение как фактор успешности;
4. Провести комплексное исследование факторов формирования успешности студентов.

Содержание работы

Введение.
Тема: Факторы успешного освоения знаний.
Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная психол.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение.
  2. Тема: Факторы успешного освоения знаний.
  3. Заключение.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
Усиление внимания к вопросам эффективности  и успешности учебной деятельности студентов связано, главным образом, с увеличением за последнее десятилетие числа учебных заведений, особенно расширением их структуры, в том числе появлением новых факультетов и специальностей, а также повышением роли обучения в вузе в карьерном росте. 
 
Целью работы является изучение факторов успешности в учебной деятельности студентов. Для достижения этой цели будут решены задачи: 
1. Изучить теоретические основы формирования успешности в деятельности студента; 
2. Рассмотреть психологические факторы успешной учебы; 
3. Описать социальное окружение как фактор успешности; 
4. Провести комплексное исследование факторов формирования успешности студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы успешного освоения знаний.

 
Глава 1. Теоретические основы формирования успешности в деятельности студента. 
Студентов, безусловно, можно отнести к социальной группе. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других . 
Почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности? 
Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности: 
- социально-экономическое положение,  
- организация и методическое обеспечение учебного процесса,  
- квалификация преподавателя и т. п. 
Опишем психологические и социальные факторы успешности учебы студента, которые отмечают современные теоретики. 

 

 

 

 

 
1.1. Психологические факторы успешной  учебы. 
При объяснении феномена различного уровня успешности при равных социально-экономических условиях психологи и педагоги чаще всего апеллируют к таким индивидуально-психологическим особенностям обучающихся как: 
1) уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач);  
2) креативность (способность самому вырабатывать новые знания);  
3) учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей;  
4) высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др.  
Но ни каждое из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания не достаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности.  
Каждый преподаватель может привести примеры из своей педагогической практики, когда очень способный и творческий студент с высокой (а иногда и неадекватно высокой) самооценкой и исходно сильной учебной мотивацией, «ломался», сталкиваясь с серьезными трудностями в том или ином виде учебной деятельности и переставал двигаться вперед, в то время как гораздо менее одаренный его товарищ успешно преодолевал эти трудности и со временем добивался гораздо большего. 
Опишем такой психологический фактор формирования успешности в учебе как мотивация к учебной деятельности. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. 
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении студента что-то знать и уметь по-настоящему. Такое желание стимулирует, мотивирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы программы учебного заведения. Необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, путем самообразования. Именно это является существенным фактором успешности учебной деятельности. 
Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними»1
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью. 
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. 
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью. 
Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. В качестве основных функций мотивов выступают следующие:  
- побуждающая,  
- направляющая,  
- регулирующая.  
Наряду с указанными следует представить стимулирующую, управляющую, организующую, структурирующую, смыслообразующую, контролирующую и защитную функции мотивов. 
Выделим мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 
1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п. 
2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. 
Опишем мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:  
1) Широкие социальные мотивы:  
- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;  
- мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);  
2) Узколичные мотивы:  
- стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);  
- желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); 
- важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность. 
3) Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). 
Разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования. 
Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления.  
Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д. 
Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура.2 Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения .  
При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению – нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.  
Для исследования мотивационных тенденций студентов за рубежом (а в последние годы и в России) широко используется опросник «личностных предпочтений» А Эдвардса, апробированный на российских выборках Т.В. Корниловой . При сравнении выборок студентов конца 50-х и начала 70-х годов в США у последних обнаружены значимо более низкие показатели по шкалам «уважение авторитетов», «любовь к порядку», «аффилиация» (стремление к социальным контактам, желание ощущать себя членом сообщества), «доминирование» и более высокие показатели по шкалам «самопознание» и «агрессия». При этом уменьшились различия между полами в профилях мотивационных тенденций. Эта тенденция еще более усилилась в 80-е годы.  
У современных российских студентов наиболее выраженными оказались следующие мотивационные тенденции: «самопознание», «радикализм», «оказание опеки», «автономность» и «мотивация достижения». Наименее выражены – «уважение авторитетов» и «любовь к порядку». Интересно, что по показателям «любовь к порядку» и «стойкость в достижении целей» студенты существенно уступают преподавателям, а по «стремлению к самопознанию», «аффилиации», «толерантности к новому» и «ориентированности на лиц противоположного пола» опережают их .  
Межполовые различия мотивационных тенденций у российских студентов выражены сильнее, чем у американских. Студентки оказываются более открытыми для изменений, испытывают большую потребность в социальных контактах, более склонны к принятию опеки и поиску причин неудач в своих действиях, а студенты мужчины проявляют большую стойкость в достижении целей, более высокую мотивацию автономии и доминирования. Интересно отметить, что межполовые различия преподавателей выражены гораздо меньше и касаются в основном тенденции к самопознанию, и мотивации достижений, которые значимо сильнее у мужчин. Для студентов мужчин характерна большая демонстративность и меньшая агрессивность по сравнению с мужчинами преподавателями. 
Как отмечается авторами одного из наиболее объемных исследований психологических особенностей студентов, основным фактором, обуславливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура,

 в которой  ведущую роль играют волевые качества. По В.А. Иванникову3, человек проявляет свои волевые качества, когда совершает действие, которое изначально недостаточно мотивировано, то есть уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход». Механизмом волевого действия можно назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, за счет придания действию нового смысла.  
Прямых тестовых методов измерения волевых качеств личности пока не разработано, но косвенно о них можно судить, например, по индексу мотивационной тенденции, «стойкость в достижении цели». Сам по себе факт связи успешности обучения с волевыми качествами личности ни у кого из преподавателей не вызывает сомнений, но большая проблема состоит в таком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять себя включаться в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно двумя путями. Первый и самый важный – сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.  
Помимо всего прочего, для успешного обучения необходим определенный уровень психолого-физиологического состояния организма, в том числе для поддержания такого состояния необходим здоровый сон и полноценный отдых. Отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации. 
Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах, организм может сосредоточиться

на восстановительных процессах, и именно поэтому сон так важен для нормальной активности человека – умственной и физической – во время бодрствования.  
Некоторые студенты перед экзаменами и во время сессии спят по три-четыре часа в день, но является ли это угрозой здоровью? Самый глубокий сон, когда обычно активные мозг и тело широко вовлечены в восстановительные функции, - это стадия сна, которая концентрируется преимущественно в первой половине ночи. В течение первых полутора часов человек проводит в 4-й стадии сна фактически столько же времени, сколько за всю оставшуюся часть ночи.  
Таким образом, лабораторные эксперименты подтверждают бабушкины сказки о том, что лучший сон - первый сон. Тому факту, что мы получаем «столь много» в первые часы ночи, обязаны многие знаменитые люди, хвастающие, что им необходимы только три- четыре часа ночного сна. Наполеон, Эдисон и другие действительно были способны обойтись без последующих, не столь освежающих часов сна. Однако они, вероятно, спали урывками в дневные часы . Поэтому не рекомендуется регулярное недосыпание, однако пара бессонных ночей за полгода обучения не составят угрозу здоровью студента. 
Такая эмоция как любознательность помогает продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности и в целом является одним из психологических факторов успешной учебы. 
Готовность к познанию уже априори задает положительные условия для формирования успешности в учебной деятельности студента. Конечно, в дальнейшем при подробном освоении материала у него может пропасть интерес к дисциплине, и живая любознательность переходит в умственное равнодушие, т.к. акценты, которые она ставит, не соответствуют его базовым ценностным ориентациям, мировоззренческим установкам, системе потребностей и интересов. Однако изначально присутствующая любознательность играет важную роль в задании необходимых, оптимальных условий для успешной учебы. 
Энергичная любознательность сама по себе может привести к достижениям, которых человек без нее добился бы при больших усилиях. 
Также здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к умственному труду. В этом плане средствами формирования успешности в учебной деятельности студента являются: 
- правильное питание,  
- четко организованный режим дня,  
- создание благоприятных условий для учебной деятельности (тишина, сведение отвлекающих факторов к минимуму как дома, так и в институте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург, 1999.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 2008. 
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.
  5. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002.

 

1 Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 - 45

2 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза Смирнов С.Д.

3  Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии.


Информация о работе Факторы успешного освоения знаний