Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:29, контрольная работа
Целью работы является изучение факторов успешности в учебной деятельности студентов. Для достижения этой цели будут решены задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования успешности в деятельности студента;
2. Рассмотреть психологические факторы успешной учебы;
3. Описать социальное окружение как фактор успешности;
4. Провести комплексное исследование факторов формирования успешности студентов.
Введение.
Тема: Факторы успешного освоения знаний.
Заключение.
Содержание:
Введение.
Усиление внимания к вопросам эффективности
и успешности учебной деятельности
студентов связано, главным образом,
с увеличением за последнее десятилетие числа
учебных заведений, особенно расширением
их структуры, в том числе появлением новых
факультетов и специальностей, а также
повышением роли обучения в вузе в карьерном
росте.
Целью работы является изучение факторов
успешности в учебной деятельности студентов.
Для достижения этой цели будут решены
задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования
успешности в деятельности студента;
2. Рассмотреть психологические факторы
успешной учебы;
3. Описать социальное окружение как фактор
успешности;
4. Провести комплексное исследование
факторов формирования успешности студентов.
Факторы успешного освоения знаний.
Глава 1. Теоретические основы формирования
успешности в деятельности студента.
Студентов, безусловно, можно отнести
к социальной группе. Социальная группа
- это совокупность индивидов, взаимодействующих
определенным образом на основе разделяемых
ожиданий каждого члена группы в отношении
других .
Почему одни студенты много и охотно работают
над овладением знаниями и профессиональным
мастерством, а возникающие трудности
только добавляют им энергии и желания
добиться поставленной цели, в то время
как другие все делают словно из-под палки,
а появление сколько-нибудь значительных
препятствий резко снижает их активность
вплоть до разрушения учебной деятельности?
Такие различия можно наблюдать при одних
и тех же внешних условиях учебной деятельности:
- социально-экономическое положение,
- организация и методическое обеспечение
учебного процесса,
- квалификация преподавателя и т. п.
Опишем психологические и социальные
факторы успешности учебы студента, которые
отмечают современные теоретики.
1.1. Психологические факторы
При объяснении феномена различного уровня
успешности при равных социально-экономических
условиях психологи и педагоги чаще всего
апеллируют к таким индивидуально-психологическим
особенностям обучающихся как:
1) уровень интеллекта (способность усваивать
знания, умения, навыки и успешно применять
их для решения задач);
2) креативность (способность самому вырабатывать
новые знания);
3) учебная мотивация, обеспечивающая сильные
положительные переживания при достижении
учебных целей;
4) высокая самооценка, приводящая к формированию
высокого уровня притязаний, и др.
Но ни каждое из этих качеств в отдельности,
ни даже их сочетания не достаточны для
того, чтобы гарантировать формирование
установки студента на повседневный, упорный
и тяжелый труд по овладению знаниями
и профессиональным мастерством в условиях
достаточно частых или длительных неудач,
которые неизбежны в любой сложной деятельности.
Каждый преподаватель может привести
примеры из своей педагогической практики,
когда очень способный и творческий студент
с высокой (а иногда и неадекватно высокой)
самооценкой и исходно сильной учебной
мотивацией, «ломался», сталкиваясь с
серьезными трудностями в том или ином
виде учебной деятельности и переставал
двигаться вперед, в то время как гораздо
менее одаренный его товарищ успешно преодолевал
эти трудности и со временем добивался
гораздо большего.
Опишем такой психологический фактор
формирования успешности в учебе как мотивация
к учебной деятельности. Фактор мотивации
для успешной учебы сильнее, чем фактор
интеллекта. Осознание высокой значимости
мотива учения для успешной учебы привело
к выделению принципа мотивационного
обеспечения учебного процесса.
Интеллектуальная взрослость выражается
в стремлении студента что-то знать и уметь
по-настоящему. Такое желание стимулирует,
мотивирует возникновение самостоятельной
учебно-познавательной деятельности,
содержание которой выходит за пределы
программы учебного заведения. Необходимость
в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно,
путем самообразования. Именно это является
существенным фактором успешности учебной
деятельности.
Среди разнообразных мотивов учения принято,
в частности, выделять внешние и внутренние
мотивы. Л.М.Фридман так характеризует
их отличие: «Если мотивы, побуждающие
данную деятельность, не связаны с ней,
то их называют внешними по отношению
к этой деятельности; если же мотивы непосредственно
связаны с самой деятельностью, то их называют
внутренними»1 .
Мотив является внутренним, если он совпадает
с целью деятельности. То есть в условиях
учебной деятельности овладение содержанием
учебного предмета выступает одновременно
и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной
потребностью субъекта, удовольствием,
получаемым от процесса познания. Овладение
учебным материалом служит целью учения,
которое в этом случае начинает носить
характер учебной деятельности. Учащийся
непосредственно включен в процесс познания,
и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Доминирование внутренней мотивации характеризуется
проявлением собственной активности учащегося
в процессе учебной деятельности.
Внешне мотивированной учебная деятельность
становится при условии, что овладение
содержанием учебного предмета служит
не целью, а средством достижения других
целей. Это может быть получение хорошей
оценки (аттестата, диплома), стипендии,
похвалы, признания товарищей, подчинение
требованию учителя и др. При внешней мотивации
знание не выступает целью учения, учащийся
отчужден от процесса познания. Изучаемые
предметы для учащегося не являются внутренне
принятыми, внутренне мотивированными,
а содержание учебных предметов не становится
личностной ценностью.
Структура каждого конкретного мотива
выступает как основания действия, поступка
человека. В качестве основных функций
мотивов выступают следующие:
- побуждающая,
- направляющая,
- регулирующая.
Наряду с указанными следует представить
стимулирующую, управляющую, организующую,
структурирующую, смыслообразующую, контролирующую
и защитную функции мотивов.
Выделим мотивы, заложенные в самой учебной
деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием учения:
ученика побуждает учиться стремление
узнать новые факты, овладеть знаниями,
способами действий, проникнуть в суть
явлений и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим процессом
учения: ученика побуждает учиться стремление
проявлять интеллектуальную активность,
рассуждать, преодолевать препятствия
в процессе решения задач, т.е. ребенка
увлекает сам процесс решения, а не только
получаемые результаты.
Опишем мотивы, связанные с тем, что лежит
вне самой учебной деятельности:
1) Широкие социальные мотивы:
- мотивы долга и ответственности перед
обществом, классом, учителем, родителями
и т.п.;
- мотивы самоопределения (понимание значения
знаний для будущего, желание подготовиться
к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования
(получить развитие в результате учения);
2) Узколичные мотивы:
- стремление заслужить одобрение, получить
хорошие отметки (мотивация благополучия);
- желание быть первым учеником, занять
достойное место среди товарищей (престижная
мотивация);
- важным мотивом для успешной учебы в
школе бывает стремление доказать себе
и другим свою ценность.
3) Отрицательные мотивы: стремление избежать
неприятностей со стороны учителей, родителей,
одноклассников (мотивация избегания
неприятностей).
Разные мотивы имеют неодинаковые проявления
в учебном процессе. Например, широкие
познавательные мотивы проявляются в
принятии решения задач, в обращениях
к учителю за дополнительными сведениями;
учебно-познавательные - в самостоятельных
действиях по поиску решения, в вопросах,
задаваемых учителю по поводу разных способов
работы; мотивы самообразования обнаруживаются
в обращениях к учителю с предложениями
рациональной организации учебного процесса,
в реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются
в поступках, свидетельствующих о понимании
учеником своего долга и ответственности;
позиционные мотивы - в стремлении к контактам
со сверстниками и в получении их оценок,
в инициативе и помощи товарищам; мотивы
социального сотрудничества - в стремлении
к коллективной работе и к осознанию рациональных
способов ее осуществления.
Осознанные мотивы выражаются в умении
школьника рассказать о том, что его побуждает,
выстроить мотивы по степени значимости;
реально действующие мотивы выражаются
в успеваемости и посещаемости, в развернутости
учебной деятельности и формах ухода от
нее, в выполнений дополнительных заданий
или отказе от них, в стремлении к заданиям
повышенной или пониженной сложности
и т.д.
Важнейшим фактором успешного обучения
в вузе является характер учебной мотивации,
ее энергетический уровень и структура.2 Некоторые авторы прямолинейно
делят мотивацию учебной деятельности
на недостаточную и положительную, относя
к последней познавательные, профессиональные
и даже моральные мотивы. В такой интерпретации
получается прямолинейная и почти однозначная
связь положительной мотивации с успешностью
обучения .
При более дифференцированном анализе
мотивов учебной деятельности выделяют
направленность на получение знаний, на
получение профессии, на получение диплома.
Существует прямая корреляционная связь
между направленностью на приобретение
знаний и успешностью обучения. Два других
вида направленности не обнаружили такой
связи. Студенты, нацеленные на получение
знаний, характеризуются высокой регулярностью
учебной деятельности, целеустремленностью,
сильной волей и др. Те же, кто направлен
на получение профессии часто проявляют
избирательность, деля дисциплины на «нужные»
и «не нужные» для их профессионального
становления, что может сказываться на
академической успеваемости. Установка
на получение диплома делает студента
еще менее разборчивым в выборе средств
на пути к его получению – нерегулярные
занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.
Для исследования мотивационных тенденций
студентов за рубежом (а в последние годы
и в России) широко используется опросник
«личностных предпочтений» А Эдвардса,
апробированный на российских выборках
Т.В. Корниловой . При сравнении выборок
студентов конца 50-х и начала 70-х годов
в США у последних обнаружены значимо
более низкие показатели по шкалам «уважение
авторитетов», «любовь к порядку», «аффилиация»
(стремление к социальным контактам, желание
ощущать себя членом сообщества), «доминирование»
и более высокие показатели по шкалам
«самопознание» и «агрессия». При этом
уменьшились различия между полами в профилях
мотивационных тенденций. Эта тенденция
еще более усилилась в 80-е годы.
У современных российских студентов наиболее
выраженными оказались следующие мотивационные
тенденции: «самопознание», «радикализм»,
«оказание опеки», «автономность» и «мотивация
достижения». Наименее выражены – «уважение
авторитетов» и «любовь к порядку». Интересно,
что по показателям «любовь к порядку»
и «стойкость в достижении целей» студенты
существенно уступают преподавателям,
а по «стремлению к самопознанию», «аффилиации»,
«толерантности к новому» и «ориентированности
на лиц противоположного пола» опережают
их .
Межполовые различия мотивационных тенденций
у российских студентов выражены сильнее,
чем у американских. Студентки оказываются
более открытыми для изменений, испытывают
большую потребность в социальных контактах,
более склонны к принятию опеки и поиску
причин неудач в своих действиях, а студенты
мужчины проявляют большую стойкость
в достижении целей, более высокую мотивацию
автономии и доминирования. Интересно
отметить, что межполовые различия преподавателей
выражены гораздо меньше и касаются в
основном тенденции к самопознанию, и
мотивации достижений, которые значимо
сильнее у мужчин. Для студентов мужчин
характерна большая демонстративность
и меньшая агрессивность по сравнению
с мужчинами преподавателями.
Как отмечается авторами одного из наиболее
объемных исследований психологических
особенностей студентов, основным фактором,
обуславливающим успешность учебной деятельности,
является не выраженность отдельных психических
свойств личности, а их структура,
в которой
ведущую роль играют волевые качества. По В.А. Иванникову3, человек проявляет свои волевые
качества, когда совершает действие, которое
изначально недостаточно мотивировано,
то есть уступает другим действиям в борьбе
за «поведенческий выход». Механизмом
волевого действия можно назвать восполнение
дефицита реализационной мотивации за
счет намеренного усиления мотива данного
действия и ослабления мотивов конкурирующих
действий. Это возможно, в частности, за
счет придания действию нового смысла.
Прямых тестовых методов измерения волевых
качеств личности пока не разработано,
но косвенно о них можно судить, например,
по индексу мотивационной тенденции, «стойкость
в достижении цели». Сам по себе факт связи
успешности обучения с волевыми качествами
личности ни у кого из преподавателей
не вызывает сомнений, но большая проблема
состоит в таком построении учебного процесса,
чтобы студенту приходилось как можно
реже преодолевать себя, силой заставлять
себя включаться в учебную деятельность.
Полностью исключить необходимость апелляции
к волевым качествам студента, по-видимому,
нельзя, но и сваливать все проблемы и
недоработки в организации учебного процесса
на лень и безволие студентов тоже недопустимо.
Мотив обучения должен лежать внутри самой
учебной деятельности или как можно ближе
к ее процессу. Достичь этого можно двумя
путями. Первый и самый важный – сделать
процесс обучения максимально интересным
для студента, приносящим ему удовлетворение
и даже удовольствие; помочь студенту
сформировать такие мотивы и установки,
которые позволят ему испытывать удовлетворение
от преодоления внутренних и внешних препятствий
в учебной деятельности.
Помимо всего прочего, для успешного обучения
необходим определенный уровень психолого-физиологического
состояния организма, в том числе для поддержания
такого состояния необходим здоровый
сон и полноценный отдых. Отключение человека
от внешней среды во время сна необходимо
для содержательной обработки накопленной
за день информации.
Антитела, которые борются с инфекцией,
вырабатываются во время сна в больших
количествах, организм может сосредоточиться
на восстановительных процессах,
и именно поэтому сон так важен для нормальной
активности человека – умственной и физической
– во время бодрствования.
Некоторые студенты перед экзаменами
и во время сессии спят по три-четыре часа
в день, но является ли это угрозой здоровью?
Самый глубокий сон, когда обычно активные
мозг и тело широко вовлечены в восстановительные
функции, - это стадия сна, которая концентрируется
преимущественно в первой половине ночи.
В течение первых полутора часов человек
проводит в 4-й стадии сна фактически столько
же времени, сколько за всю оставшуюся
часть ночи.
Таким образом, лабораторные эксперименты
подтверждают бабушкины сказки о том,
что лучший сон - первый сон. Тому факту,
что мы получаем «столь много» в первые
часы ночи, обязаны многие знаменитые
люди, хвастающие, что им необходимы только
три- четыре часа ночного сна. Наполеон,
Эдисон и другие действительно были способны
обойтись без последующих, не столь освежающих
часов сна. Однако они, вероятно, спали
урывками в дневные часы . Поэтому не рекомендуется
регулярное недосыпание, однако пара бессонных
ночей за полгода обучения не составят
угрозу здоровью студента.
Такая эмоция как любознательность помогает
продвигаться вперед, освоению новых сфер
деятельности и в целом является одним
из психологических факторов успешной
учебы.
Готовность к познанию уже априори задает
положительные условия для формирования
успешности в учебной деятельности студента.
Конечно, в дальнейшем при подробном освоении
материала у него может пропасть интерес
к дисциплине, и живая любознательность
переходит в умственное равнодушие, т.к.
акценты, которые она ставит, не соответствуют
его базовым ценностным ориентациям, мировоззренческим
установкам, системе потребностей и интересов.
Однако изначально присутствующая любознательность
играет важную роль в задании необходимых,
оптимальных условий для успешной учебы.
Энергичная любознательность сама по
себе может привести к достижениям, которых
человек без нее добился бы при больших
усилиях.
Также здоровье – это первая и важнейшая
потребность человека, определяющая способность
его к умственному труду. В этом плане
средствами формирования успешности в
учебной деятельности студента являются:
- правильное питание,
- четко организованный режим дня,
- создание благоприятных условий для
учебной деятельности (тишина, сведение
отвлекающих факторов к минимуму как дома,
так и в институте).
Заключение:
Список использованной литературы:
1 Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 - 45
3 Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии.