Феномен психологической помощи, ее понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:48, доклад

Описание работы

В человеческом обществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только в середине XX в., что способствовало появлению ряда новых профессий: психотерапевт, психолог-консультант, социальный работник, специалист по психосоциальной работе, педагог-кон- сультант. Раньше работа по психологическому вспомоществованию возлагалась на священников и психиатров, сегодня ее осуществляет широкий круг специалистов. В связи с этим появилась необходимость более четкого определения границ профессиональной компетенции специалиста и научной дифференциации понятий «психологическая помощь» и «психосоциальная помощь». Научные понятия, как известно, существуют в формальной и содержательной разновидностях. Формальное понятие в процессе познания превращается в содержательное, обладающее всей полнотой и целостностью знание. Понятие, по словам Г. Гегеля, столь же является началом, сколь и результатом. Именно поэтому постараемся хотя бы в общих чертах определить границы понятий.

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ.docx

— 19.22 Кб (Скачать файл)

Феномен психологической помощи, ее понятие и содержание

В человеческом обществе феномен  помощи существовал всегда, хотя в  качестве социального института  возник и оформился только в середине XX в., что способствовало появлению  ряда новых профессий: психотерапевт, психолог-консультант, социальный работник, специалист по психосоциальной работе, педагог-кон- сультант. Раньше работа по психологическому вспомоществованию возлагалась на священников и психиатров, сегодня ее осуществляет широкий круг специалистов. В связи с этим появилась необходимость более четкого определения границ профессиональной компетенции специалиста и научной дифференциации понятий «психологическая помощь» и «психосоциальная помощь». Научные понятия, как известно, существуют в формальной и содержательной разновидностях. Формальное понятие в процессе познания превращается в содержательное, обладающее всей полнотой и целостностью знание. Понятие, по словам Г. Гегеля, столь же является началом, сколь и результатом. Именно поэтому постараемся хотя бы в общих чертах определить границы понятий.

По мнению А. Ф. Бондаренко, понятие «психологическая помощь»  отражает некоторую реальность, некую  психосоциальную практику, полем  деятельности которой служит совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни  человека. Полноценный, адаптивный человек, развиваясь как личность, формирует  и раскрывает собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых Других существ, проявляет себя перед самим  собой. Естественно, развиваясь «во  внутреннем пространстве» своей  личности, человек реализуется в  пространстве связей с другими людьми. Поэтому проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни  человека как социального существа, равно как и особенности сообщества — социальные связи, взаимоотношения  и взаимодействия, в которых отражается психологическая специфика его  функционирования, и определяют пространство психологической помощи.

Содержание психологической  помощи заключается в обеспечении  эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки (возвращение доверия  к миру, установление открытых и  искренних отношений) человеку или  сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного  или социального бытия. Психологическая  помощь оказывается в том случае, когда человек не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, не может быть в ладу с самим  собой, обрести внутреннюю гармонию, когда у него, по выражению А. А. Бадхена, «болит душа».

Вместе с тем существует ряд таких жизненных ситуаций (экс-тремальные, критические, стрессовые), которые связаны с форс-мажорными (непредвиденными) обстоятельствами, в результате которых нарушается привычный уклад жизни человека, ухудшается его самочувствие, нарушается психическое равновесие. Если трудная жизненная ситуация продолжительна или ее последствия для человека слишком трудны и невыносимы, возникает необходимость в особого рода помощи — кризисной. Кризисная помощь может быть оказана разными специалистами системы социальной защиты. Это может быть первичная психологическая помощь, в результате которой человек обретает когнитивный контроль над своими чувствами и действиями (способность разумно воспринимать и адекватно реагировать на происходящее), срочная социальная (содействие в поиске временного жилья, укрытия и т.п.) или юридическая помощь (в ситуации насилия, утраты документов либо имущества) и т.д.

В науке существует четкая дифференциация понятий «психо-логическое консультирование», «внемедицинская психотерапия» и «медицинская психотерапия». Социальную и психологическую помощь относят к внемедицинской терапии, понимаемой нами как психосоциальная терапия, включающая два вида психологической помощи — первичную (кризисную) терапию и вторичную психотерапию. При первичной терапии помощь оказывают специалисты, прошедшие специальную подготовку, — психологи, врачи, специалисты по социальной работе, спасатели, т. е. те, кто первыми вступают в контакт с человеком. Вторичной психотерапевтической помощью занимаются психологи в центрах сопровождения, центрах психологической и социально-психологической помощи и т.д.

. Соотношение понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия»

Психотерапия понимается в своем изначальном значении, как «исцеление души», поскольку  человек может нуждаться в  психо-логической помощи не только тогда, когда страдает психическим или неврологическим заболеванием (и получает специализированную медицинскую психотерапевтическую помощь), но и в том случае, когда он здоров, но находится в критической или кризисной ситуации. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др. По мнению А. Ф. Бондаренко, различия медицинской, психологической и внемедицинской психотерапевтической помощи можно дифференцировать по проблематике и объекту и предмету.

Проблематика зависит:

- в психологическом консультировании — от личностного бла-гополучия клиента;

- в психосоциальной терапии — от его личностного и социального здоровья;

- в медицинской психотерапии — от психического и соматического здоровья пациента.

Объект и предмет деятельности психологического кон-сультирования — экзистенциальные ценности и их преломления в жизненных ситуациях; психосоциальной терапии — личность и сообщество в трудной жизненной ситуации; медицинской психотерапии — организм и психика в конкретных заболеваниях.

Таким образом, институализация психологической помощи вызвала к жизни наряду с параллельным развитием традиционного медицинского и религиозного вспомоществования два принципиально новых вида услуг и профессий: социальную помощь, понимаемую как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации, и психологическую помощь, понимаемую как консультирование. Психологическая помощь оказывается на уровне медицинской или психосоциальной терапии либо на уровне психологического консультирования. При этом понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» идентичны. Поэтому специалист по социальной работе, оказывающий первичную психологическую помощь в рамках психосоциальной терапии, реализует технологии кризисной интервенции либо выполняет функции консультанта (если специалист по социальной работе прошел практическую подготовку по психологическому консультированию и психотерапии). Глубинную психологическую помощь личности способен оказать только психолог-консультант, имеющий базовое психологическое образование и практическую подготовку в области консультирования и психотерапии.

2.3. Границы профессиональной компетенции специалиста

по социальной работе в пространстве психосоциальной работы

Слово «консультант»  обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Их функции близки друг другу и всегда ценились. Большинство словарей определяют консультанта как человека, подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам.

Однако советы ни в коем случае не могут быть определяющей составляющей деятельности специалиста  по психологическому консультированию. Более того, как отмечает М. Я. Соловейчик, консультант советов не дает, поскольку  суть психологического кон-сультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии собственного внутреннего потенциала, а советами этого достичь невозможно. Дело в том, что человек обладает внутренним ресурсом, к которому у него не всегда есть доступ. Задача специалиста — помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот

проявляет себя перед самим собой. Естественно, развиваясь «во внутреннем пространстве» своей личности, человек реализуется в пространстве связей с другими людьми. Поэтому проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества — социальные связи, взаимоотношения и взаимодействия, в которых отражается психологическая специфика его функционирования, и определяют пространство психологической помощи.

Содержание психологической  помощи заключается в обеспечении  эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки (возвращение доверия  к миру, установление открытых и  искренних отношений) человеку или  сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного  или социального бытия. Психологическая  помощь оказывается в том случае, когда человек не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, не может быть в ладу с самим  собой, обрести внутреннюю гармонию, когда у него, по выражению А. А. Бадхена, «болит душа».

Вместе с тем существует ряд таких жизненных ситуаций (экс-тремальные, критические, стрессовые), которые связаны с форс-мажорными (непредвиденными) обстоятельствами, в результате которых нарушается привычный уклад жизни человека, ухудшается его самочувствие, нарушается психическое равновесие. Если трудная жизненная ситуация продолжительна или ее последствия для человека слишком трудны и невыносимы, возникает необходимость в особого рода помощи — кризисной. Кризисная помощь может быть оказана разными специалистами системы социальной защиты. Это может быть первичная психологическая помощь, в результате которой человек обретает когнитивный контроль над своими чувствами и действиями (способность разумно воспринимать и адекватно реагировать на происходящее), срочная социальная (содействие в поиске временного жилья, укрытия и т.п.) или юридическая помощь (в ситуации насилия, утраты документов либо имущества) и т.д.

В науке существует четкая дифференциация понятий «психо-логическое консультирование», «внемедицинская психотерапия» и «медицинская психотерапия». Социальную и психологическую помощь относят к внемедицинской терапии, понимаемой нами как психосоциальная терапия, включающая два вида психологической помощи — первичную (кризисную) терапию и вторичную психотерапию. При первичной терапии помощь оказывают специалисты, прошедшие специальную подготовку, — психологи, врачи, специалисты по социальной работе, спасатели, т. е. те, кто первыми вступают в контакт с человеком. Вторичной психотерапевтической помощью занимаются психологи в центрах сопровождения, центрах психологической и социально-психологической помощи и т.д.

2.2. Соотношение понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия»

Психотерапия понимается в своем изначальном значении, как «исцеление души», поскольку  человек может нуждаться в  психо-логической помощи не только тогда, когда страдает психическим или неврологическим заболеванием (и получает специализированную медицинскую психотерапевтическую помощь), но и в том случае, когда он здоров, но находится в критической или кризисной ситуации. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др. По мнению А. Ф. Бондаренко, различия медицинской, психологической и внемедицинской психотерапевтической помощи можно дифференцировать по проблематике и объекту и предмету.

Проблематика зависит:

- в психологическом консультировании — от личностного бла-гополучия клиента;

- в психосоциальной терапии — от его личностного и социального здоровья;

- в медицинской психотерапии — от психического и соматического здоровья пациента.

Объект и предмет деятельности психологического кон-сультирования — экзистенциальные ценности и их преломления в жизненных ситуациях; психосоциальной терапии — личность и сообщество в трудной жизненной ситуации; медицинской психотерапии — организм и психика в конкретных заболеваниях.

Таким образом, институализация психологической помощи вызвала к жизни наряду с параллельным развитием традиционного медицинского и религиозного вспомоществования два принципиально новых вида услуг и профессий: социальную помощь, понимаемую как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации, и психологическую помощь, понимаемую как консультирование. Психологическая помощь оказывается на уровне медицинской или психосоциальной терапии либо на уровне психологического консультирования. При этом понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» идентичны. Поэтому специалист по социальной работе, оказывающий первичную психологическую помощь в рамках психосоциальной терапии, реализует технологии кризисной интервенции либо выполняет функции консультанта (если специалист по социальной работе прошел практическую подготовку по психологическому консультированию и психотерапии). Глубинную психологическую помощь личности способен оказать только психолог-консультант, имеющий базовое психологическое образование и практическую подготовку в области консультирования и психотерапии.

 

Методика  психосоциальной работы

Технология  психосоциальной работы



Определение


 

1. Частная дидактика, теория обучения в психосоциальной практике.

1. Совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией.

2.Методика  психосоциальной работы отражает процедуру использования комплекса методов и приемов взаимодействий с клиентом, нуждающимся в психосоциальной помощи, безотносительно к осуществляющему их специалисту

2. Конструирование и применение  методов и приемов для обеспечения эффективности адаптации клиента к изменившимся условиям жизни



Предмет


 

Сфера пересечения профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и научной области знаний в рамках психосоциального вспомоществования

Система форм и видов содействия, воздействия  и взаимодействия специалиста с клиентом, адекватно применяемая в различных трудных жизненных ситуациях



Задачи


 

1. Устанавливаются нормативные требования  к первичной (кризисной) психологической помощи клиенту, оказываемой специалистом по социальной работе.

1. Обеспечивает решение одновременно нескольких задач в процессе помощи: социальной — через организацию сети социальной поддержки клиента; терапевтической — для клиента; организационной.

2. Определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия с клиентом, наиболее полно отвечающие задачам первичной (кризисной) психологической помощи и социальной поддержки.

2. Усиливает адаптацию, оптимизирует совладающий (копинг) и адаптационный потенциал клиента; организует процесс сопровождения клиента в трудной жизненной ситуации.

3. Обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний специалиста.

3. Обеспечивает конкретными приемами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе терапевтической деятельности.

4. Создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена опытом, в том числе методическим

4. Дает клиентам представление  об основахсовладания с трудными жизненными ситуациями, о способах получения и обработки информации в ситуациях принятия решений

Информация о работе Феномен психологической помощи, ее понятие и содержание