Феноменология агрессии и агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Почему же люди ведут себя агрессивно? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Файлы: 1 файл

1.Феноменология агрессии и агрессивности.docx

— 20.81 Кб (Скачать файл)

 

 Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения

 
Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Почему же люди ведут себя агрессивно? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с  различных позиций – с точки  зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования.

Феномен агрессии и агрессивности  во все времена привлекал к  себе внимание людей. Философы, политические деятели, ученые не оставляли без  внимания эту форму человеческого  поведения, пытаясь понять причину  его образования. Многочисленные исследования агрессии в рамках различных наук осмысливают детерминанты и механизмы  агрессии, а также способы регуляции  и контроля агрессивности человека. Особую важность данной проблемы для  человечества подчеркивает тот факт, что в начале 70-х годов прошлого столетия была основана организация, объединяющая и координирующая научные изыскания  в области агрессиологии на международном  уровне — Международное общество по изучению агрессии (МОИА), которая  включает ведущих специалистов по проблеме — психологов, социологов, философов, юристов, физиологов, этологов, психиатров, фармакологов. К настоящему времени накоплена богатая теоретическая и эмпирическая база исследований, посвященных данному феномену. Так, достаточно подробно изучены вопросы о детерминации агрессии (Антонян Ю.М., 1998; Бэрон Р., Ричардсон Д., 2005; Берковиц JL, 2007; Доллард Д., 1995; Лоренц К., 1997; Фрейд 3., 1989); проанализирована роль семейных, детско-родительских отношений в развитии агрессивности (Королев В.В., 1992; Лисина М.Д., 1996; Мухина B.C., 1995; Фурманов И.М., 2002); определены особенности агрессивности, которая носит характер естественных возрастных реакций и поведения, значительно нарушающего взаимоотношения с окружающими. Большое внимание в психологических исследованиях, посвященных феномену агрессивности, уделено вопросу о ее связи с особенностями характера (Белозерова Л.И., 2002; Зеер Э.Ф., 1999; Реан А.А1., 1996). Изучались специфические черты личности, имеющие отношение к проявлению агрессии (Вагнер Э., 1999; Тангни Дж.П., 1992; Флетчер К., 1999). Выполнены исследования, показывающие детерминацию агрессивности от таких состояний, как тревога, страх, аффективность и др. (Бандура А., 1999; Берковиц Л., 2007; Денгерник Х.А., 2005; Тейлор С.П. 1971). Изучено влияние групповых факторов и социального статуса личности в проявлении ее агрессивности (Милграм С., 2000; Шляхтина О.И. 1997).

Изучением роли криминальной агрессивности в . становлении личности преступника занимались зарубежные (Megargee E.I., 1996) и отечественные ученые (Каретников И.В!, 1984; Хохряков Г.Ф., 1982; Шмаров И.В., 1977). Пионерами отечественных исследований агрессивности у заключенных считаются^В.Н. Кудрявцев и Н.Ф. Кузнецова. Комплексные психолого-криминологические исследования были проведены А.Р. Ратиновым, В.В. Гульданом и Ю.М: Антоняном еще во второй половине прошлого века. Проблемой агрессивного поведения лиц, находящихся в местах лишения свободы, занимались Сафронов В.П., Ушатиков А.И., Казак Б.Б., Аминев Г.А., Аминев Э.Г. и др. Изучены аспекты агрессивных действий с точки зрения нарушенного поведения в целом (Беличева С.А., 1999;- Ковалев В.В., 1981). При этом показано, что противоправная мотивация не всегда связана с агрессивными действиями и не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности (Ильин Е.П., 2000; Волошина Л.А., 1990; Курбатова Г.К.Г;1998).

В, современных диссертационных  исследованиях рассмотрены: особенности  агрессивности лиц, совершивших  убийство (Булатчик Э.П., 2006); агрессивное поведение делинквентных подростков (Мельникова М.Л., 2007); психолого-педагогические факторы проявления, агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов (Павленин B.C., 2004). Смирновой С.В. осуществлена работа по социально-психологической профилактике молодежной^ криминальной агрессивности. Все специалисты единодушны в утверждении, что агрессия является, актуальной ввиду сохраняющегося высоким числа совершаемых тяжких правонарушений.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон  в своем фундаментальном труде  «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические [с. 126]. 6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два  основных понятия – агрессивное  поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность. Тем  самым мы стараемся подчеркнуть  наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов  – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения  как целенаправленного действия. Действительно, многозначность понятия  «агрессия» достаточно очевидна.

О самой агрессии мы говорим  тогда, когда она очевидна, т.е. проявляется  в поведении или действиях  человека.

В личностном опроснике, разработанном  А.Бассом и А.Дарки в 1957 г. и предназначенному для диагностики агрессивных  и враждебных реакций, выделяется:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв  ярости, проявляющийся в крике, битье  кулаками по столу и т.п.).

Вербальная агрессия –  выражение негативных чувств через  форму (ссора, крик и т.п.) и содержание словесных угроз (проклятия и  т.п.) [с. 19].. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

Агрессивное поведение –  «это любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающему  подобного обращения», пишут Р.Бэрон  и Д.Ричардсон, подчеркивая при  этом не эмоциональный или мотивационный  аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии [с. 26]. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.

На первый взгляд, это  определение кажется простым  и откровенным, а также тесно  связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в  себя некоторые особенности, требующие  более глубокого анализа.

Однако любое поведение  – это поведение конкретного  человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его  со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать  возможное поведение. И нередко  ошибаемся в этом прогнозе, поскольку  сами по себе качества – это только возможности, предпосылки того или  иного действия или поступка. Они  могут проявиться в поведении, а  могут и не проявиться. В конце  концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством. С этой точки зрения, взгляд на агрессивность  как устойчивое качество личности –  это всего лишь понимание того, что агрессивность есть предпосылка, возможность агрессивного поведения. Поэтому прав А.А.Реан, когда говорит, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность равно  как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать  агрессивное поведение [с. 364]. 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

Итак, если агрессивное поведение и агрессивность - это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной:

–   природа агрессии заключается в рамках единой и цельной системы человека;

–   истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера.

 

Исходя из анализа работ, самым общим теоретическим заключением  можно считать то, что агрессивность  рассматривается как особая форма  организации поведения, имеющая  личностный и ситуационнообусловленный характер детерминации. Данное различение в понимании агрессивности является принципиальным, поскольку здесь  имеет место противоречие: с одной  стороны, ведущим уровнем детерминации агрессии может выступать агрессивность  как устойчивое свойство деформированной  личности, с другой - агрессивное  поведение может быть обусловлено  механизмами подражания и нарушениями  процессов саморегуляции, при которых агрессивные действия носят защитно-демонстративный характер.

http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-agressivnosti-i-ee-profilaktika-u-subektov-iz-razlichnykh-sots

 

 

 

 К психическим аномалиям  следует отнести и повышенную агрессивность. 
   Агрессивность – устойчивое стремление индивида нанести другому человеку физический или психотравмирующий вред, ущерб. Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению, значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у нее социальной идентификации. 
   Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессивности индивида – показатель уровня его десоциализированности. 
   Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип). 
   Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, "агрессивный тренинг". Агрессивность субъекта зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям. 
   Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение при помощи агрессивных действий. 
   Итак, общей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида – сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.  Общая и социальная психология (М.И. Еникеев)


Информация о работе Феноменология агрессии и агрессивности