Фидиология внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Внимание - один из познавательных процессов человека, исследования которого ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

ВНИМАНИЕ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от сна к бодрствованию и от пассивного бодрствования к активному бодрствованию, активация, связанная с возбуждением ретикулярной формации, которая повышает и тонус коры.

 

 

 

4 Роль в процессах внимания ретикулярной формации

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется  ретикулярной формацией.

Ретикулярная формация представляет собой скопление нервных клеток, расположенных в центральной  части ствола головного мозга.

             Рисунок 3. Ретикулярная формация

 В настоящее время установлено  важное значение ретикулярной  формации в деятельности всех  отделов нервной системы. Импульсы  из ретикулярной формации поднимаются  к коре больших полушарий, где подавляют или стимулируют ее деятельность (восходящие влияния). Нисходящие влияния ретикулярной формации способны изменять интенсивность двигательных реакций и вегетативных функций организма.

Широкие изменения в организме, вызванные деятельностью ретикулярной формации, дали основание назвать ее «неспецифической системой» мозга, т. е. отделом мозга, влияние которого не имеет «точного адресата» и направлено ко всем высшим и подкорковым нервным структурам. Однако исследования последних лет показали, что помимо неспецифических влияний ретикулярная формация может оказывать и специфические, т. е. направленные к строго локализованным нервным центрам.

Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых  электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

1. Механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других, где происходит выделение внешних воздействий, связанных с силой вызванного ими нервного возбуждения.

2.  Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

3.  Нейроны внимания — клетки-детекторы  новизны — можно встретить  практически на всей поверхности  и в некоторых внутренних структурах  головного мозга.

4. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список литературы

 

 

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. /Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 448 с.
  2. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939./ А.А.Ухтомский.- СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  3. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. / Р.С.Немов.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  4. Маклакoв А.Г. Oбщая психoлoгия: Учебник для вузoв./ А.Г. Маклакoв. –СПб.: Питер, 2010. –583с.
  5. Петрoвский А.В., Ярoшевский М.Г. Oснoвы теoретическoй психoлoгии./  А.В.Петрoвский, М.Г. Ярoшевский. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  6. Рубинштейн С. Л. Oснoвы oбщей психoлoгии./ С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Изд-вo Питер, 2000. – 650 с.

 


Информация о работе Фидиология внимания