Физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы курсовой работы весьма значительно: ведь значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Файлы: 1 файл

физиология.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Вскоре испытуемый стал профессиональным мнемонистом, т.е. стал давать выступления. В процессе этих выступлений он приобрёл поистине виртуозные навыки. Однако способности его памяти не были «эйдетическими», его образы обнаруживали неизмеримо большую подвижность. К его памяти, как отмечает А.Р. Лурия, примешивалось решающее значение синестезий, которые и делали его запоминание сложным и отличным от «эйдетической» памяти (в современной психологической науке под эйдетизмом понимается воспроизведение во всех деталях образов и предметов, не действующих в данный момент на анализаторы, физиологической основой который является остаточное возбуждение анализатора).

Последний вопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своего испытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничего забыть.

Конечно, книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однако представляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, а также показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочь начинающим психологам.

Проанализированная нами статья, подтверждает обсуждаемую нами в первой главе проблему кратковременной и долговременной памяти, их сложнейшей физиологической и психической составляющей. 

 

 

 

Заключение

 

 

       Подведем итог  курсовой работы.

     В данной  работе  мы рассматривали физиологические  механизмы кратковременной и долговременной памяти.

 Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека.

 Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

        Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

         Также нами была проанализирована статья А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Автор подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Ш. был способен запоминать десятки и сотни совершенно бессмысленных знаков, слов, словосочетаний, цифр и просто таблицы букв. Более того, он помнил это годами, десятилетиями. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. Наряду с запоминанием, в книге рассмотрено "искусство забывать", которое очень мучило Ш. Ведь его образы не "стирались" из памяти. Он не был способен забывать, он помнил все. До тех пор, пока он в какой-то момент от отчаяния не сказал: «Я не хочу помнить это». И вдруг понял, что забывает. Он нашел некий способ работы мозга, некую команду, которая стирала информацию из его памяти.

       Данная статья посвящена проблеме классического исследования в клинической литературе о нарушениях памяти и сыграла большую роль при понимании и изучении функции памяти в целом. Автор стремится, как можно полнее описать наблюдавшиеся им в течение длительного срока особенности этого человека и понять, как сказывается выдающаяся память на всех основных сторонах личности человека.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

  1. Аткинсон, В., Познай себя: Развитие памяти и интеллекта / В.Аткинсон. – СПб.: Радуга, 1994. – 484 с.
  2. Боголовский, В.В. Общая психология. / В.В. Богословский. – М.: Наука, 1973. – 540.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти. /Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-а, 1998. – 414 с.
  4. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. /И.В. Дубровина. – М., 2000. – 528 с.
  5. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Наука, 1978. – 214 с.
  6. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти / З.М. Истомина. – М.: Прогресс, 1967. – 489 с.
  7. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. – М.: Прогресс, 1978. – 128 с.
  8. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М., 2000. – 320 с.
  9. Корж, И.Н. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М.: Психология, 1990. – 136 с.
  10. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Найка, 1986. – 352 с.
  11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-а, 2000. – 512 с.
  12. Леонтьев, А.Н. Пробелы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Психология, 1981. – 584 с.
  13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Терра, 2001. – 487 с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Дикси, 2000. – 345 с.
  15. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /А.А. Смирнова – М.: Наука, 1967. – 197 с.
  16. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М.: Психология, 1966. – 375 с.
  17. Смирнов, А.А. Развитие логической памяти /А.А. Смирнов. – М.: Наука, 1976. – 356 с.

 

 


Информация о работе Физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти