Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:37, реферат
В мире нет ничего, кроме материи.
Способ существования материи - движение. Источник движения - "борьба" противоположностей, образующих в своем единстве диалектические системы.
В мире нет ничего, кроме диалектических систем единства противоположностей.
Суть любого процесса природы - развитие диалектических систем, образующих этот процесс.
Физиологическая суть этого психологического процесса есть процесс образования временных связей, отражающих определенное соотношение определенных элементарных условных раздражителей, образующих собой общую часть всех взаимосвязей индивида с аналогичными объектами.
Только еще начавший зарождаться на уровне развития мозга антропоидов процесс психологического анализа и синтеза резко выделяет их среди всех нижестоящих в филогенетическом ряду животных, прежде всего, высоко развитой предметной деятельностью. Антропоиды уже способны в целях удовлетворения своих потребностей использовать, например, такие свойства различных объектов, как свойство удлинять конечность, тем самым, объединяя в один класс относительно этого свойства такие объекты, как палка, веревка, проволока.
Рождение этого процесса
выделяет антропоидов еще и зарождением
у них орудийной деятельности,
т.е. зарождением способности
Однако на уровне развития мозга антропоидов способность формировать обобщенные образы только еще зарождается. Своего полного развития эта способность достигает на уровне развития мозга одного из видов ископаемого человека. В филогенезе нервной системы ископаемого человека, в конечном счете, зарождается способность мозга формировать понятия, способность, которая своего полного развития достигает на уровне развития мозга человека современного вида.
Понятие - это мысль, отражающая совокупность свойств, присущую ряду объектов, совокупность, относительно которой данный ряд объектов образует определенный класс объектов (абстрактное понятие); или мысль, отражающая совокупность свойств конкретного объекта, свойств, относительно которых данный объект входит в определенный класс объектов (конкретное понятие).
Понятие также формируется посредством ассоциаций по сходству в процессе сравнения индивидом образов представления собственных взаимосвязей с объектами определенного ряда в целях удовлетворения своих потребностей с образами представления взаимосвязей себе подобных в тех же целях с объектами этого же ряда. В этом сравнении образуются временные связи, отражающие общую часть всех этих взаимосвязей и формирующие окончательно абстрактное отражение мозгом свойства, которое присуще объектам данного ряда и посредством которого все взаимодействующие с объектами данного ряда индивиды, включая себя, удовлетворяют свои потребности. То есть здесь данное свойство отделяется не только от ряда конкретных объектов, им обладающих, но и от ряда конкретных потребителей этого свойства, включая себя.
Понятие - это совокупность временных связей, формирующих абстрактный образ свойства, присущего определенному ряду объектов (абстрактное понятие), или совокупность временных связей, формирующих абстрактные образы свойств конкретного объекта (конкретное понятие).
Неотъемлемым компонентом понятия является его условный знак - слово - с нервными механизмами воспроизведения и восприятия, которого соответствующий образ связан временными связями.
Качественный переход
филогенеза нервной системы, определяющий
переход от способности мозга
формировать образы представления
к способности формировать
Тот факт, что жизнедеятельность неандертальцев резко отличается как от жизнедеятельности всех животных, включая антропоидов, так и от жизнедеятельности человека современного вида, является подтверждением того, что организация их жизнедеятельности определялась видом мышления, который в филогенезе мозга стоит выше наглядно-образного вида, но ниже понятийного.
Косвенным подтверждением существования четырех видов мышления является концепция Ж. Пиаже о четырех уровнях (этапах) развития процесса мышления в онтогенезе современного ребенка.
Обобщенно-образный вид мышления
соответствует третьему качественному
уровню развития индивидуальной формы
деятельности организма и осуществляется
посредством условных рефлексов
на соотношения обобщенных образов.
Базой протекания этих рефлексов
являются временные связи между
очагами возбуждения, каждый из которых
представляет собой совокупность временных
связей, отражающую общую часть взаимосвязей
организма с объектами
Обобщенно-образный вид мышления, используя методы: проб и ошибок, ассоциаций по сходству, на определенном уровне своего развития рождает новый метод - метод мышления посредством ассоциаций по контрасту. Суть этого метода - возбуждение временных связей, формирующих абстрактный образ какого-либо класса объектов при восприятии мозгом объектов противоположного класса, в результате чего происходит сравнение противоположностей.
По существу, эволюция ископаемых людей была эволюцией их мозга в направлении рождения способности отражать и сравнивать противоположности, что и определило переход формы деятельности индивида на четвертый качественный уровень развития, определяемый рождением способности мозга формировать понятия.
С рождением общественного
сознания - (которое является информационной
базой развития индивидуального
сознания всех последующих поколений
индивидов) - в процессе его развития,
развиваются потребности
Для формирования в мозге
человека первых понятий необходимо,
чтобы индивид сравнил себя (образы
представления собственных
С началом изготовления ископаемыми людьми орудий многократного использования - (которые не выбрасывались после использования, а хранились для дальнейшего использования) - в их взаимоотношениях рождается вопрос о принадлежности определенных орудий определенным индивидам, т.к. у производителя орудия рождалось требование признать только за ним право пользоваться орудием собственного изготовления.
В конфликтах, возникающих
по поводу принадлежности орудий, один
и тот же класс взаимосвязей индивидов
с одним и тем же рядом объектов
(орудиями) делится на два противоположных:
удовлетворяющий потребности (класс
взаимосвязей с орудиями собственного
изготовления) и не удовлетворяющий
потребности в связи с
Понятийный вид мышления,
используя все
Таким образом, четыре качественных уровня развития индивидуальной формы деятельности организма определяются четырьмя видами мышления, которые формируются четырьмя видами условных рефлексов. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи, формирующие соотношения: образов восприятия, образов представления, обобщенных образов и понятий.
"Итак, временная нервная связь есть универсальнейшее явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое" явление, которое, образуя определенные совокупности и имея различные формы их возбуждения, организует все виды мышления, все методы мышления и, в конечном счете, все психические процессы в животном мире, включая на самих.
Сознание есть совокупность
протекающих в мозге человека
объективных физиологических
Список литературы
Фирсов Л.А. И.П. Павлов и
экспериментальная
Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М.-Л.: АН СССР, 1949, т.3, с.262.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия.1994, с.179.
Павлов И.П. Избранные труды. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1951,с.365.
Твердохлебов Геннадий Алексеевич. Физиология мышления.