Физиологические основы психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:28, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.
Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.
Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ………………………………………………………………………..6
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ…..8
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ……………………………………….10
ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ…………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Физиологические основы психики.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Физиологические основы психики

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса 

группы «ЗПП-109п»

Малышева Анна Фёдоровна

 

 

 

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ  СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ………………………………………………………………………..6

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ…..8

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО  МОЗГА ……………………………………….10

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ…………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние  нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов — расплата человечества за технический  прогресс. С одной стороны, уменьшилась  доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И  это, на первый взгляд, плюс, так как  облегчает жизнь человека. Но, с  другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.

 

ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего  прежде всего тем, что обязательно  эмоционально, чувственно окрашен. Человек  всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике  можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, — сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные  автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся  ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические  процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются  у разных людей по-разному, характеризуются  определенным уровнем активности, формирующим  фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это — вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, — психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика  человека — это сложная система  осознаваемых и неосознаваемых процессов  и состояний, которые по-разному  реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ  СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

 

Мозг — это огромное количество клеток (нейронов), которые  связаны друг с другом многочисленными  связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены  в разных отделах головного и  спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки  мозга не связаны с конкретной функцией — это ассоциативные  зоны, которые выполняют сложные  операции по связи между разными  участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям  переднего мозга, который считают  первым функциональным блоком мозга. Как  правило, их поражение сказывается  на интеллектуальной деятельности и  эмоциональной сфере человека. При  этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей — левая).

Второй функциональный блок мозга — блок приема, переработки  и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного  мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования — обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга  обеспечивает осуществление любой  психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования  называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры  головного мозга переходят в  спинной, который непосредственно  управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга  к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

 

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс — ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, — довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система. Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы "очистить" место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу.

Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением.

Подкорковые же структуры  отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной  мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей. Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО  МОЗГА

 

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое  и правое полушария функционально  неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве  случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, — передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является "правшой" (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями. Так, "левополушарный" человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными  сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части. Это позволяет  лучше решать задачи установления различий. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально  полушария мозга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.

 

 

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

 

Низкая вероятность  удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных  эмоций, увеличение вероятности —  положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).

Информация о работе Физиологические основы психики