Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:42, реферат
Описание работы
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Содержание работы
Введение. Характеристика внимания. Основная часть. 1.Свойства внимания. 2.Виды внимания и функции. 3.Развитие внимания. III. Заключительная часть. Вывод.
Наконец, можно
различать чувственное и интеллектуальное внимание.
Первое по преимуществу связано с эмоциями
и избирательной работой органов чувств,
а второе - с сосредоточенностью и направленностью
мысли. При чувственном внимании в центре
сознания находится какое-либо чувственное
впечатление, а в интеллектуальном внимании
объектом интереса является мысль.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание, как и все
остальные психические процессы,
имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным вниманием,
а вторые - произвольным. Непосредственное
внимание - это также более низкая форма
его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания,
как и многих других психических
функций, пытался проследить Л.С.Выготский
в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал, что
история внимания ребенка есть история
развития организованности его поведения,
что ключ к генетическому пониманию внимания
следует искать не внутри, а вне личности
ребенка. Произвольное внимание возникает
из того, что окружающие ребенка люди «начинают
при помощи ряда стимулов и средств направлять
внимание ребенка, руководить его вниманием,
подчинять его своей власти и этим самым
дают в руки ребенка те средства, с помощью
которых он впоследствии и сам овладевает
своим вниманием». Культурное развитие
внимания заключается в том, что при помощи
взрослого ребенок усваивает ряд искусственных
стимулов-средств (знаков), посредством
которых он дальше направляет свое собственное
поведение и внимание
Л.С. Выготский пишет, что
с самых первых дней жизни ребенка развитие
его внимания происходит в среде, включающей
так называемый двойной ряд стимулов,
вызывающих внимание. Первый ряд - это
сами окружающие предметы, которые своими
яркими, необычными свойствами приковывают
внимание ребенка. С другой стороны, это
речь взрослого человека, произносимые
им слова, которые первоначально выступают
в роли стимулов-указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка. Таким
образом, с первых дней жизни ребенка его
внимание в значительной своей части оказывается
направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным
овладением активной речью ребенок
начинает управлять и первичным
процессом собственного внимания, причем
сначала - в отношении других людей,
ориентируя собственное их внимание
обращенным к ним словом в нужную сторону,
а затем - и в отношении самого себя.
Общая последовательность
культурного развития внимания по Л.С.Выготскому
состоит в следующем: «Сначала люди
действуют по отношению к ребенку,
затем он сам вступает во взаимодействие
с окружающими, наконец, он начинает действовать
на других и только в конце начинает действовать
на себя. Вначале взрослый направляет
его внимание словами на окружающие его
вещи и вырабатывает, таким образом, из
слов могущественные стимулы-указания;
затем ребенок начинает активно участвовать
в этом указании и сам начинает пользоваться
словом и звуком как средством указания,
т.е. обращать внимание взрослых на интересующий
его предмет».
Слово, которым пользуется
взрослый, обращаясь к ребенку, появляется
первоначально в роли указателя, выделяющего
для ребенка те или иные признаки в предмете,
обращающего его внимание на эти признаки.
При обучении слово все более и более направляется
в сторону выделения абстрактных отношений
и приводит к образованию абстрактных
понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление
языка как средства направления внимания
и указателя к образованию представлений
имеет для педагогики огромное значение,
поскольку с помощью слов ребенок выходит
в сферу межличностного общения, где открывается
простор для личностного развития.