Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:42, реферат
Физиология - это наука о строении и функциях человеческого организма. Знать, как устроен человек, как «работают» его органы, должен не только каждый медик, и биолог, но и каждый педагог. Все педагогические технологии и методы обучения неразрывно связаны с исследованиями высшей нервной системы человека.
Человеческий мозг - это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной.
Последние годы ознаменовались стремительным прогрессом в области познания структурно-функциональной организации нервной системы и ее высшего отдела - головного мозга.
Введение 3
1.1. Физиология больших полушарий головного мозга 4
1.2. Проекционные и ассоциативные зоны коры 5
1.3. Функциональная асимметрия больших полушарий 7
2.1. Физиологические механизмы эмоций и нейроанатомические субстраты эмоций 7
2.2. Классификация эмоций. Компоненты эмоций 9
Заключение 11
Список литературы 12
Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, была небольшой. У. Джеймс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов-стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. К. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции появляются затем как отражение произошедших в них изменений.
Суть концепции Джемса - Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически изображена на рис. 4 (см. Приложение 5).
Концепция происхождения эмоций Джемса - Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренние органические структуры, в частности кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.
8
Самым сильным из возражений У. Кеннона против теории Джемса - Ланге явилось следующее: искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых У. Джемс и К. Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно ни воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях.
В результате У. Кеннон предложил альтернативную теорию происхождения эмоций, схематически представленную на рис. 5 (см. Приложение 5).
У. Кеннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические переживания порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником - эмоциогенным центром, по мнению У. Кеннона, - является таламус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов и передающих импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно.
Высказанные У. Кенноном положения были развиты далее многими физиологами: П. Бардом, Л. Фестингером, свою лепту добавил С. Шехтер, С. Симонов.
Классификация эмоций.
Компоненты эмоций
Эмоции - потрясаю, волную, от emotion (франц. слово) и emoveo (лат. слово).
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.
Функции эмоций
Отражательная - выражается в обобщенной оценке событий.
Побудительная - проявляется в определении направления поиска, способного удовлетворить решение задачи.
Подкрепляющая - проявляется в том, что события вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются.
Переключательная - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
9
Приспособительная - связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Коммуникативная - проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении.
Виды эмоций
В связи с удовлетворением
или неудовлетворением
В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулирует деятельность) и астенические (связанные с пассивностью, скованностью).
Формы протекания эмоциональных состояний
Чувственный тон - эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Настроение - общее эмоциональное
состояние, окрашивающее в течение
длительного времени все
Аффект - сильное кратковременное
эмоциональное состояние, связанное
с резким изменением важных для субъекта
жизненных обстоятельств, сопровождается
ослаблением сознательного
Стресс - эмоциональное состояние напряжения в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация - состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.
Страсть - сильное стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда приметна.
10
Заключение
Дисциплина «Возрастная психология и психофизиология» раскрывает перед педагогами основные закономерности развития детей. Знания этих закономерностей являются фундаментом для более глубокого осмысления своей профессиональной деятельности, а именно педагогики и психологии.
Целью данной работы являлся рассказ о физиологии больших полушарий головного мозга и зависимости функциональной деятельности человека от асимметрии больших полушарий, а также ознакомление с физиологическими механизмами эмоций, их классификацией и компонентами.
В своей дальнейшей работе
я более продуктивно и
11
Список литературы
1. Блум Ф., Лейзерсон С., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведения. М.: Мир, 1988, 248 с.
2. Воронин А.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. Учебное пособие по факультативному курсу учащихся 9 - 10 кл. М.: Просвещение, 1948, 248 с.
3. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для учащихся педучилищ, студентов институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед.кадров. М.: Просвещение, 1990, 300 с.
4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены подростков. М.: Академия, 2000, 432 с.
5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 1999, 438 с.
6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1998, 286 с.
12
Информация о работе Физиология больших полушарий головного мозга