Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:46, лекция
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.
Вместе с тем семейный
микроклимат может оказать
Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.
Формирование личности,
с самого рождения до полной зрелости,
зависит от влияния социальной среды,
которая содействует
Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. “Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту.
Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.
Традиционная горская психология сохранила много ценностных ориентаций, соблюдение которых в течение многих тысячелетий обеспечивало практический успех в трудовой, бытовой и семейной жизни. Молодежь перенимала духовную культуру старшего поколения, которая оказывала огромное влияние на формирование характера, отношения к окружающей действительности.
Среди гуманистических традиций и обычаев народной педагогики и народной психологии выделяются: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, уважительное отношение к матери и отцу, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей, ответственность старших детей за воспитание младших братьев и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, ответственность за воспитание детей вдов. Эти нормы народного достояния дошли до наших дней и ныне могут способствовать формированию личности.
Вопросы семьи, закономерность ее развития во все времена были и остаются предметом глубокого изучения социологии, философии, юриспруденции, педагогики, психологии, медицины и многих других наук. Это и понятно, ибо семья во многом определяет дальнейшее развитие человеческой культуры и быта.
Не случайно, в древнейших исторических памятниках, в таких как Законы Вавилонского царя Хаммурапи, Среднеассирийские законы, Хеттских законах, индийском Артшахастре, Каутильи, иудейской и христианской Библии, мусульманском Коране и других, вопросы семьи, отношений в семье занимают значительное место.
Формированию в педагогике и психологии народов Карачаево-Черкесии новых взглядов большое влияние оказала окружающая среда. Её прогрессивные установки обогатились ценными указаниями и рекомендациями выдающихся советских педагогов – Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и др.
Национальная педагогика и психология бережно отнеслись к семье, они сохранили до настоящего времени множество обычаев и традиций.
Обычаи и традиции можно условно разделить на три группы, в зависимости от их конкретной целевой установки.
Группы обычаев и обрядов |
Целевая установка |
1 группа |
Направлена к формированию соответствующих отношений к родителям. Сюда относятся: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, особо уважительное отношение к матери, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей. |
2 группа |
Выражает отношение к детям: ответственность старших детей за воспитание младших братьев и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, взаимопомощь родственных семей (маммат) и ответственность родственников за обучение и воспитание детей вдов, строгость и требовательность к детям. |
3 группа |
Направлена к формированию соответствующего отношения к общепринятым нормам приличия. К ним относятся: уважение и почитание старших, скромность, вежливость, сдержанность в жизни, в том числе семейной, уважение к труду и продуктам труда, гостеприимство |
У карачаевцев сформировалась своя система правил и норм поведения, нашедшая воплощение в этнопсихологии. Политические, исторические и социально-экономические условия воздействовали на сущность и содержание развития личности. Немаловажное влияние оказывала и географическая среда.
Семья является одним из основных факторов социализации личности, и народ стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а также реализацию активности личности, ее саморазвитие и самоосуществление.
Социально-культурно-
- трансляция духовно-
- трансляция культурных ценностей:
- трансляция этикетных норм:
В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.
Карачаевская семья – колыбель спокойствия и безмятежности для самых маленьких, школа жизни для остальных детей, подготовка к практической деятельности, опыт функционирования которой является весьма ценным.
Формирование личности происходило в семейном кругу, присутствие посторонних при этом не допускалось. Семья была самым святым. В ней решались проблемы жизни и смерти, рождений, свадеб, похорон. Семья свято охраняла свою частную жизнь от чужих глаз, молодежь в ней искала поддержку в жизни и счастья, приют – в несчастье. Духовность была непременной спутницей семейного счастья. “Где намыс, там и счастье”, говорили древние.
Семья, как первичная общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.
Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. По мнению Т.Б. Кодзаева, “Семье принадлежит значительная роль в социализации индивида, в том числе, в формировании у него национального самосознания, этнических черт в нормах поведения, обычаях, привычках и т.д.) Карачаевская семья имеет ряд особенностей. Это – формирование общественного мнения на семейно-родственных советах, строгое разделение труда между полами, взаимопомощь всех ее членов, бережное отношение к детям, культ материнства, гостеприимство, система избегания, ограничивающая отношения между супругами и между родителями и детьми, радостное восприятие рождения ребенка, уважение к возрасту, старости, женщине, строгое соблюдение национальных традиций. Все это создавало благоприятные условия для развития и формирования личности подростка.
Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье