Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:46, лекция

Описание работы

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Файлы: 1 файл

Podrostok.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой  модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней  каждый член этой малой группы удовлетворяет  свои жизненно важные интересы и потребности  независимо от возраста.

Формирование личности, с самого рождения до полной зрелости, зависит от влияния социальной среды, которая содействует оптимальной  реализации программы развития, унаследованной с генотипом. Наиболее важную роль в  осуществлении этой программы играет семейная среда, так как она ближе всех к пониманию наследственных факторов организма. Кроме того, как хранительница достижений прошлого, она лучше других может донести это образцы до новых поколений.

Поэтому, в настоящее  время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. “Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту.

Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В  осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала  в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.

Традиционная горская  психология сохранила много ценностных ориентаций, соблюдение которых в  течение многих тысячелетий обеспечивало практический успех в трудовой, бытовой и семейной жизни. Молодежь перенимала духовную культуру старшего поколения, которая оказывала огромное влияние на формирование характера, отношения к окружающей действительности.

Среди гуманистических  традиций и обычаев народной педагогики и народной психологии выделяются: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, уважительное отношение к матери и отцу, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей, ответственность старших детей за воспитание младших братьев и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, ответственность за воспитание детей вдов. Эти нормы народного достояния дошли до наших дней и ныне могут способствовать формированию личности.

Вопросы семьи, закономерность ее развития во все времена были и остаются предметом глубокого  изучения социологии, философии, юриспруденции, педагогики, психологии, медицины и  многих других наук. Это и понятно, ибо семья во многом определяет дальнейшее развитие человеческой культуры и быта.

Не случайно, в древнейших исторических памятниках, в таких  как Законы Вавилонского царя Хаммурапи, Среднеассирийские законы, Хеттских законах, индийском Артшахастре, Каутильи, иудейской и христианской Библии, мусульманском Коране и других, вопросы семьи, отношений в семье занимают значительное место.

Формированию в педагогике и психологии народов Карачаево-Черкесии новых взглядов большое влияние оказала окружающая среда. Её прогрессивные установки обогатились ценными указаниями и рекомендациями выдающихся советских педагогов – Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и др.

Национальная педагогика и психология бережно отнеслись к семье, они сохранили до настоящего времени множество обычаев и традиций.

Обычаи и традиции можно условно разделить на три  группы, в зависимости от их конкретной целевой установки.

Группы обычаев и  обрядов

Целевая установка

1 группа

Направлена к формированию соответствующих отношений к родителям. Сюда относятся: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, особо уважительное отношение к матери, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей.

2 группа

Выражает отношение  к детям: ответственность старших  детей за воспитание младших братьев  и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, взаимопомощь родственных семей (маммат) и ответственность родственников за обучение и воспитание детей вдов, строгость и требовательность к детям.

3 группа

Направлена к формированию соответствующего отношения к общепринятым нормам приличия. К ним относятся: уважение и почитание старших, скромность, вежливость, сдержанность в жизни, в том числе семейной, уважение к труду и продуктам труда, гостеприимство


У карачаевцев сформировалась своя система правил и норм поведения, нашедшая воплощение в этнопсихологии. Политические, исторические и социально-экономические условия воздействовали на сущность и содержание развития личности. Немаловажное влияние оказывала и географическая среда.

Семья является одним  из основных факторов социализации личности, и народ стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а также реализацию активности личности, ее саморазвитие и самоосуществление.

Социально-культурно-нравственный опыт карачаевского народа воплотился в этике и полностью отвечал  понятиям “Езден адет” – системе  нравственных принципов, традиций, обрядов и обычаев, подчиненных одной задаче – формированию высоконравственного члена общества, рода, семьи. Принципы карачаевской этики имеют следующее содержание:

- трансляция духовно-нравственного  наследия предшествующих поколений последующим поколениям. В него входит:

  • родной язык;
  • ценности, отвечающие духовно-нравственным требованиям народа;
  • нормы, обряды, обычаи, традиции народа;
  • нравственный пример;
  • нравственное убеждение;
  • геронтотимия (уважение старших младшими членами рода);
  • образ жизни, находящийся в гармонии с общественными и религиозными нормами;
  • патриотизм, храбрость, мужество;
  • любовь к Родине;
  • святость родственных связей, семейных уз;
  • кодекс чести;
  • защита генофонда от дурных наклонностей;
  • толерантность.

- трансляция культурных ценностей:

  • ценностей материальной культуры (воспитание ценностного отношения к рукотворным памятникам материальной культуры);
  • памятников духовной культуры (песни, легенды, сказания, притчи, т.е. УНТ), а также воспевание прекрасного (природа, люди, окружающий мир);
  • воспитание здорового образа жизни на примерах физического совершенства, красоты, добродетели.

- трансляция этикетных  норм:

  • поведение в общественных местах, на праздниках, похоронах, и т.д.;
  • соблюдение ритуалов и церемониалов;
  • участие в обрядово-культовых празднествах.

В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения  в поколение, была семья. Семья и  в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.

Карачаевская семья  – колыбель спокойствия и безмятежности  для самых маленьких, школа жизни  для остальных детей, подготовка к практической деятельности, опыт функционирования которой является весьма ценным.

Формирование личности происходило в семейном кругу, присутствие  посторонних при этом не допускалось. Семья была самым святым. В ней  решались проблемы жизни и смерти, рождений, свадеб, похорон. Семья свято  охраняла свою частную жизнь от чужих  глаз, молодежь в ней искала поддержку в жизни и счастья, приют – в несчастье. Духовность была непременной спутницей семейного счастья. “Где намыс, там и счастье”, говорили древние.

Семья, как первичная  общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.

Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. По мнению Т.Б. Кодзаева, “Семье принадлежит значительная роль в социализации индивида, в том числе, в формировании у него национального самосознания, этнических черт в нормах поведения, обычаях, привычках и т.д.) Карачаевская семья имеет ряд особенностей. Это – формирование общественного мнения на семейно-родственных советах, строгое разделение труда между полами, взаимопомощь всех ее членов, бережное отношение к детям, культ материнства, гостеприимство, система избегания, ограничивающая отношения между супругами и между родителями и детьми, радостное восприятие рождения ребенка, уважение к возрасту, старости, женщине, строгое соблюдение национальных традиций. Все это создавало благоприятные условия для развития и формирования личности подростка.


Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье