Формирование характера на разных этапах возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Содержание работы

введение.
1.понятие «характера»
2.формирование характера
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

формирование характера.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

            Тамбовский институт социальных  технологий

 

 

03030 психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По предмету: общая психология

 

               На тему:  «формирование характера»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Студентки:   Пешехоновой Ольги              

 

Николаевны 

 

Группы: П-5-10

 

                                                                              Курса: 1

 

Проверил: Андреева Алена 

 

Алексеевна 

 

 

 

Тамбов 2011

план

 

 

введение.

 

 

1.понятие «характера»

 

2.формирование характера

 

Заключение

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каково происхождение  свойств характера? как объяснить, что не существует

 

в мире двух людей с  одинаковым характером? Люди по- разному относятся к

 

окружающему миру - к другим людям, коллективу, труду, к самим себе - и

 

этим отличаются друг от друга. Эти отношения выражаются в поведении, в 

 

поступках человека. Если отношение к действительности и  соответствующие 

 

им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее

 

устойчивы и постоянны, значит, они являются свойствами его  личности.

 

Поведение человека зависит не только от отношений личности, но и от

 

особенностей его воли, чувств, внимания, мышления. Поэтому в зависимости

 

от преобладающего влияния на деятельность различных психических 

 

процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и

 

волевые черты характера.

 

 Так как черты характера  побуждают человека действовать  определенным 

 

образом, иной раз вопреки  обстоятельствам, то они лучше всего 

 

обнаруживаются в трудные  минуты жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие “характера”

 

Обычно, когда пытаются оценить  или охарактеризовать конкретного  человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в  течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом  является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент  обусловливает динамическую сторону  личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

2. Формирование характера

 

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская  компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости  от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления  характера можно считать возраст  от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления  характера ребенка стиль общения  взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как  доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие  к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются  в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах  школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в  ранней юности формируются базовые  нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера  предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным  средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

 

 

Заключение

 

Характер состоит из привычных положений и отношений  человека, постоянного паттерна его  реакций на различные ситуации.

Характер человека - это  сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными  чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми  бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее.

Среди свойств характера  принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность - неуверенность;

2) согласие, дружелюбие - враждебность;

3) сознательность - импульсивность;

4) эмоциональная стабильность - тревожность;

5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Богословский В. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. – С. 174-178

2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – С. 112-121

3. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших уч. заведений. – М.: Центр, 2003. – С. 204-212

 


Информация о работе Формирование характера на разных этапах возраста