Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter-- печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Содержание работы

1. Общие сведения о характере
1.1 Понятие “характера
1.2 Структура характера
1.3 Типология характеров
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
2.1 Акцентуация характера
2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко
3. Формирование характера
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

псих.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

Формирование  характера

 

Содержание

1. Общие сведения о  характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные  подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций  характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить  или охарактеризовать конкретного  человека, говорят о его характере (от греч. charakter-- печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера  как психического феномена состоит  в том, что характер всегда проявляется  в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом  связано с мыслями, чувствами  и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется  и его характер. Следовательно, образ  жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом  является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент  обусловливает динамическую сторону  личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства  человека. По этим проявлениям мы и  судим о характере той или  иной личности. Однако характерными следует  считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества -- эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств  личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера  являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много  классификаций черт характера. В  отечественной психологической  литературе чаще всего встречаются  два подхода. В одном случае все  черты характера связывают с  психическими процессами и поэтому  выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональнымчертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. Кинтеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера  рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется  в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему  миру может проявляться или в  наличии определенных убеждений, или  в беспринципности. Эта категория  черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в  справедливости и важности дела, которое  он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационныепобуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты  личности вполне могут рассматриваться  и как черты характера. К числу  таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые  определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь  как определенные характерологические  черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные  им качества. Во-вторых, в структуру  характера включают черты, которые  проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в  состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные  с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у  каждого конкретного индивида среди  черт характера, некоторые выступают  как основные, ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между  отдельными его чертами. Психологи  с помощью факторного анализа  на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная  и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому  в жизни часто встречаются  как противоречивые, так и цельные  характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

1.3 Типология характеров

Типология характеров, как  правило, строится на существовании  определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом  характера следует понимать выражение  в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят  из ряда общих идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Исторически первыми, получившими  широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии  характера, в основе которых лежит  учение о темпераментах, соединяющее  в своих основах физиологический  и соматический подходы. С точки  зрения этой типологии, психическое  своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических  процессов, либо соматическим типом  строения организма -- конституцией тела его габитусом, либо сочетанием тех и других качеств (Гиппократ, Гален, Ломбразо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой.

К. Юнг  выделяет четыре типа характера:

1. Экстравертный - интровертный;

2. Рационалистический - иррационалистический;

3. Мыслительный (логик) - эмоциональный;

4. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.

Каждый из этих четырех  типов может входить в сочетание  с любым другим, образуя новые  типы характера.

В последнее время широкое  распространение получила типология  характера, связывающая его особенности  сакцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и совокупностей. (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).


Информация о работе Формирование характера