Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:24, курсовая работа
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter-- печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
1. Общие сведения о характере
1.1 Понятие “характера
1.2 Структура характера
1.3 Типология характеров
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
2.1 Акцентуация характера
2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко
3. Формирование характера
Заключение
Список использованной литературы
Формирование характера
Содержание
1. Общие сведения о характере
1.1 Понятие “характера
1.2 Структура характера
1.3 Типология характеров
2. Теоретические и
2.1 Акцентуация характера
2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко
3. Формирование характера
Заключение
Список использованной литературы
1. Общие сведения о характере
1.1 Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter-- печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой личности всегда многогранен.
В частности, выделяют группу
черт, в которых проявляется отношени
Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.
Другой группой черт характера
являются те, которые характеризуют отношени
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональнымчертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. Кинтеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
В другом случае черты характера
рассматриваются в соответствии
с направленностью личности. Причем
содержание направленности личности проявляется
в отношении к людям, деятельности,
окружающему миру и себе. Например,
отношение человека к окружающему
миру может проявляться или в
наличии определенных убеждений, или
в беспринципности. Эта категория
черт характеризует жизненную
Все черты личности человека
можно условно разделить на мот
Необходимо также подчеркнуть,
что характер является одним из основных
проявлений личности. Поэтому черты
личности вполне могут рассматриваться
и как черты характера. К числу
таких черт в первую очередь необходимо
отнести те свойства личности, которые
определяют выбор целей деятельности
(более или менее трудных). Здесь
как определенные характерологические
черты могут проявиться рациональность,
расчетливость или
Все черты или качества
личности значимы для нее. Но у
каждого конкретного индивида среди
черт характера, некоторые выступают
как основные, ведущие, задающие
общую направленность всего комплекса
проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черт
1.2 Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.
Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.
1.3 Типология характеров
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.
Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Исторически первыми, получившими
широкое распространение на протяжении
многих столетий, являются типологии
характера, в основе которых лежит
учение о темпераментах, соединяющее
в своих основах
Вторая типология, основоположником
которой является К. Юнг, связывает
характеры с направленностью личности
и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип
К. Юнг выделяет четыре типа характера:
1. Экстравертный - интровертный;
2. Рационалистический - иррационалистический;
3. Мыслительный (логик) - эмоциональный;
4. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.
Каждый из этих четырех
типов может входить в
В последнее время широкое распространение получила типология характера, связывающая его особенности сакцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и совокупностей. (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).