Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

В русской психологии исследованием характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Файлы: 1 файл

Психология 2.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского

 

Экономический факультет

Реферат по психологии на тему

«Формирование характера»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

2-го курса дневного отделения

Группы 722-1

Карнюшин Александр Аркадьевич

 

 

 

Нижний Новгород, 2013

 

Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических  черт личности, влияющая на все стороны  ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему  миру, другим людям, деятельности, самой  себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле  деятельности и общении.

 

Характер - стержневое психическое  свойство личности, накладывающее отпечаток  на все стороны жизнедеятельности  человека.

 

Понятие характера весьма различается в различных теоретических  построениях. В современной зарубежной психологии можно выделить три основных направления характерологии:

- констинституционно-биологическое  - Э. Кречмер. Характер, по существу, сводится к совокупности внешнего  вида, конституции и проявления  темперамента. Различают астенический, атлетический, пикнические характера;

- психоаналитическое - 3игмундт  Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер  и др. Характер объясняется исходя  из бессознательных влечений  человека;

- идеологическое - психоэтическая  теория Робека. Характер заключается  в торможении инстинктов, которое  определяется этико-логическими  санкциями. То. какие инстинкты  и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных  свойств личности.

 

В русской психологии исследованием  характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь  можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный  оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических  характеристик.

 

 

Характер формируется  на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты  темперамента содержатся в преобразованном  виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

 

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни  человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

 

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности  личности и к основным его свойствам  следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

 

Структура и содержание характера  определяются взаимосвязью компонентов (насколько они гармоничны или  находятся в конфликте, то есть противоречат друг другу). Эта взаимосвязь определяет целостность или противоречивость характера.

 

Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает  динамической стороной характера, но в  отличие от темперамента характер в  большей степени обусловлен социальными  факторами. Поэтому характер оказывает  сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубымы, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темперамтом, а с другой - при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче  сформировать коммуникабельность, но труднее - дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием  негативных черт характера.

 

Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются  процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.

 

Характер определяет:

- линию поведения человека;

- индивидуальные особенности  психики;

- особенности его поступков.

 

Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем  наиболее полно отражаются ее волевые  качества.

 

В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей  деятельности.

 

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности. которые систематически проявляются  в различных видах деятельности

опека и по которым можно  судить о его возможных поступках  в определенных условиях.

 

Таким образом, характер является своеобразным выражением психических  познавательных, эмоционально-волевых  процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или  противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллетуальные  черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное  влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение  в деятельности.

 

Существует тесная взаимосвязь  между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизированно  выполняемые Действия, ставшие его  потребностью. Отдельные действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль котооых жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается характер, в них он и проявляется.

 

Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется  и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания.

 

Характер человека проявляется  в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения  к окружающему, к труду, к своим  товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных  и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

 

В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет  опрятный вид это говорит о  его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной  стороны. Это и есть основные черты  характера.

 

Совокупность тех или  иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или  типологизацию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение  человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.

 

По отношению к окружающей действительности: убежденность и беспринципностъ.

Убежденность определяет принципиальность поведения человека. наличие четких принципов, которых  человек придерживается в процессе жизнедеятельности.

Беспринципностъ - одна из причин непредсказуемости поведения человека. Предполагает преобладание личных, узкокорыстных  интересов и потребностей, интересов  и мотивов в деятельности человека.

 

Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться  и совершенствоваться, но не меняться кардинально.

 

По отношению к другим людям: общительность и замкнутость.

Общительность необходима для  установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, способствует завоеванию доверия, авторитета.

Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночествy, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она может  быть следствием каких-либо жизненных  осложнений и неудач, результатом  недостатков воспитания в детстве.

 

По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость.

Альтруизм - система ценностных ориентации личности, выражающаяся в  готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или  социальной общности. Этический принцип, выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или  социальной общности. Противоположный  понятию эгоизм.

Эгоизм - стремление к преувеличению  своего «Я», своих возможностей, своих  интересов, потребностей в ущерб  другим. Наиболее яркая форма его  проявления - эгоцентризм, проявляющийся  в преувеличенном подчеркивании  своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности  индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.

 

По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный.

Деятельный - трудолюбивый, настойчивый, инициативный тип характера.

Бездеятельный - может быть обусловлен личностными качествами-ленностью, пассивностью, низкими волевыми качествами, а также внутренней противоречивостью  личности.

Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его  черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а  с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.

Основаниями для классификации  характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.

Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих  целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим  в своих поступках и суждениях.

Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен  влиянию других людей и внешних  обстоятельств, боязнь трудностей. Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.

Неустойчивый - иерархическая  шкала ценностей, принципы и убеждения  постоянно подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир  согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями, Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые  черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают  решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

Акцентуация характера —  преувеличенное развитие отдельных  свойств характера в ущерб  другим, что приводит к ухудшению  процесса взаимодействия с другими  людьми.

Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными  в чрезмерном усилении отдельных  черт характера, им присуща тенденция  к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:

- гипертимический (гиперактивный);

- дистемичный;

- циклоидный;

- эмотивный (эмоциональный);

- демонстративный;

- возбудимый;

- застревающий;

- педантичный;

- тревожный (психостенический);

- экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);

- экстравертированный (конформный).

 

Однако чаще встречаются  не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они  чаще проявляются в подростковом и юношеском возрасте (50-80%). С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти  не заметных) до психопатии (серьезного психического заболевания требующего изоляции). Для выявления акцентуаций  используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Богословский  В. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. – С. 174-178

2. Бордовская  Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – С. 112-121

3. Немов Р.  С. Психология: Учебное пособие.  – М.: Владос, 2004. – С. 345-347

4. Радугин  А.А. Психология: Учебное пособие  для высших уч. заведений. –  М.: Центр, 2003. – С. 204-212

5. Столяренко  Л. Д. Основы психологии. - Ростов  н/Д: Феникс, 2005. – С. 298-306

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование характера