Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:09, реферат
В русской психологии исследованием характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Экономический факультет
Реферат по психологии на тему
«Формирование характера»
Выполнил студент
2-го курса дневного отделения
Группы 722-1
Карнюшин Александр Аркадьевич
Нижний Новгород, 2013
Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.
Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.
Понятие характера весьма
различается в различных
- констинституционно-
- психоаналитическое - 3игмундт
Фрейд, Карл Юнг, Альфред
- идеологическое - психоэтическая
теория Робека. Характер заключается
в торможении инстинктов, которое
определяется этико-
В русской психологии исследованием
характера занимались Н.О. Лосский,
П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев,
В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь
можно выделить следующие направления:
идеалистическое, биологизаторское, материалистическое.
Следует также отметить социально-оценочный
оттенок при определении
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).
По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
Структура и содержание характера
определяются взаимосвязью компонентов
(насколько они гармоничны или
находятся в конфликте, то есть противоречат
друг другу). Эта взаимосвязь определяет
целостность или
Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубымы, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темперамтом, а с другой - при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее - дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.
Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.
Характер определяет:
- линию поведения человека;
- индивидуальные особенности психики;
- особенности его поступков.
Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.
В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей деятельности.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности. которые систематически проявляются в различных видах деятельности
опека и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Таким образом, характер является своеобразным выражением психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллетуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.
Существует тесная взаимосвязь
между характером и привычками человека,
представляющими собой
Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания.
Характер человека проявляется
в его деятельности, речи и во
внешнем облике. В деятельности человека
можно увидеть его отношения
к окружающему, к труду, к своим
товарищам, руководителям, к самому
себе. Можно определить наличие положительных
и отрицательных качеств
В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной стороны. Это и есть основные черты характера.
Совокупность тех или иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или типологизацию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.
По отношению к окружающей действительности: убежденность и беспринципностъ.
Убежденность определяет принципиальность поведения человека. наличие четких принципов, которых человек придерживается в процессе жизнедеятельности.
Беспринципностъ - одна из причин
непредсказуемости поведения
Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться и совершенствоваться, но не меняться кардинально.
По отношению к другим людям: общительность и замкнутость.
Общительность необходима для установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, способствует завоеванию доверия, авторитета.
Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночествy, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она может быть следствием каких-либо жизненных осложнений и неудач, результатом недостатков воспитания в детстве.
По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость.
Альтруизм - система ценностных ориентации личности, выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. Этический принцип, выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной общности. Противоположный понятию эгоизм.
Эгоизм - стремление к преувеличению своего «Я», своих возможностей, своих интересов, потребностей в ущерб другим. Наиболее яркая форма его проявления - эгоцентризм, проявляющийся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.
По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный.
Деятельный - трудолюбивый, настойчивый, инициативный тип характера.
Бездеятельный - может быть
обусловлен личностными качествами-
Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.
Основаниями для классификации характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.
Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.
Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей. Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.
Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.
Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями, Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.
Немецкий психолог К. Леонгард
считает, что у 20-50% людей некоторые
черты характера столь
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.
Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:
- гипертимический (
- дистемичный;
- циклоидный;
- эмотивный (эмоциональный);
- демонстративный;
- возбудимый;
- застревающий;
- педантичный;
- тревожный (психостенический);
- экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);
- экстравертированный (
Однако чаще встречаются
не чистые типы акцентуаций характера,
а промежуточные, смешанные. Они
чаще проявляются в подростковом
и юношеском возрасте (50-80%). С годами
они могут существенно
Литература
1. Богословский В. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. – С. 174-178
2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – С. 112-121
3. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие. – М.: Владос, 2004. – С. 345-347
4. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших уч. заведений. – М.: Центр, 2003. – С. 204-212
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 298-306