Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:11, контрольная работа
В формировании информационной культуры особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему информационными ресурсами и наиболее приближенному к массовому потребителю.
Практика работы в библиотеке свидетельствует о неумении школьников и студентов формулировать запросы, определять стратегию поиска, о незнании источников поиска.
Главная цель пользователя – найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных запросов.
Формирование информационно
В формировании информационной культуры особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему информационными ресурсами и наиболее приближенному к массовому потребителю.
Практика работы в библиотеке
свидетельствует о неумении школьников
и студентов формулировать
Главная цель пользователя – найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных запросов. Основным принципом пользования библиотекой остается свобода выбора информации. Чтобы эффективно ею пользоваться, требуется умение и навыки поиска, выбора, восприятия, оценки информации. Формирование этих знаний и умений является одной из задач библиотеки, в результате реализации которой достигается основная цель – воспитание у пользователя высокого уровня информационной культуры.
Работа от случая к случаю не приносит заметной пользы. Формирование информационной культуры пользователей должно проводиться по определенной системе, так как только системный подход к организации работы может дать ощутимый эффект. Требуется проведение комплекса мероприятий по формированию информационной культуры юношества, включающего теоретические, практические и итоговые занятия.
Традиционные формы обучения
молодежи методам поиска информации,
такие, как экскурсии, библиотечные
уроки, обзоры, лекции уже не обеспечивают
современный уровень
Мы предлагаем работу по программе Школа информационной культуры.
В реализации данной программы участвуют следующие подразделения библиотеки: справочно-библиографический отдел, читальный зал естественно-гуманитарной литературы, электронный читальный зал.
Цель занятий в Школе информационной культуры: дать юному пользователю представление об основных путях поиска информации, методах ее обработки и оформления.
Задачи:
– предоставление молодому человеку комплекса знаний и умений поиска необходимой информации;
– обеспечение молодежи информационно-справочными, методическими материалами по методам поиска информации.
Целевая аудитория: учащиеся
старших классов средних
Особенностью проведения занятий в Школе информационной культуры являются:
1. Активные формы обучения. Занятия проводятся в виде практических заданий.
2. Деятельностный подход. В начале занятий каждый из ребят выбирает ту тему, которая так или иначе его интересует (например, для написания реферата) и в дальнейшем совершенствует поисковые навыки, отталкиваясь от своих информационных потребностей. В конце ребятам предложено оформить результаты своей работы в письменном виде. На итоговом занятии анализируются пути поиска информации, правильность оформления работы.
3. Принцип добровольности.
Основная роль в проведении
систематических занятий по
4. Работа в малых группах. Группа из 5-7 человек является оптимальной для обучения.
Набор в Школу информационной культуры ведется в течение года. Содержание программы не меняется, а варьируется в зависимости от возраста (студенты, старшеклассники), т.е. различается способ подачи материала.
Нам важно не столько дать ребятам определенный объем знаний, сколько научить их самостоятельно приобретать новые знания, привить навыки работы с информацией.
План занятий Школы информационной культуры:
1. Информационные ресурсы
общества и информационная
2. Библиографическое описание как паспорт документа.
3. Искусство формировать запрос.
4. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
5. Знакомство с мультимедийными справочными изданиями.
6. Глобальная сеть Интернета.
7. Пути информационного поиска.
8. Современные требования
к оформлению результатов
.
Электронный читальный зал оказывает индивидуальные и групповые консультации по работе с Интернетом и основными офисными программами. Консультации предназначены для тех, кто хочет научиться грамотно искать информацию в сети и работать с ней. Также знакомит с программами, которые нужны для работы в Интернете, демонстрирует оптимальные пути поиска, учит, как правильно сохранять найденную информацию и/или распечатывать ее.
Издательская деятельность представлена следующими наименованиями:?
– «Как написать сочинение, реферат, рецензию»: Советы для старшеклассников и абитуриентов;
– «Как написать курсовую, диплом, диссертацию»: Советы для студентов;
– «Как написать резюме»: Справочное издание;
– Памятки: «Как пользоваться алфавитным каталогом», «Как пользоваться систематическим каталогом», «Как пользоваться электронным каталогом»;
Данная программа по формированию основ информационной культуры помогает молодым людям более подробно познакомиться с библиотекой и ее услугами; они учатся стратегии и алгоритму информационного поиска, впоследствии смогут анализировать источники, осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов; получают навыки работы с нетрадиционными носителями и, в конечном счете, сумеют эффективнее использовать полученную информацию.
Информация о работе Формирование информационно независимой личности