Формирование информационно независимой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

В формировании информационной культуры особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему информационными ресурсами и наиболее приближенному к массовому потребителю.
Практика работы в библиотеке свидетельствует о неумении школьников и студентов формулировать запросы, определять стратегию поиска, о незнании источников поиска.
Главная цель пользователя – найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных запросов.

Файлы: 1 файл

Информационная школа.docx

— 17.70 Кб (Скачать файл)

Формирование информационно независимой  личности

В формировании информационной культуры особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему информационными  ресурсами и наиболее приближенному  к массовому потребителю.

Практика работы в библиотеке свидетельствует о неумении школьников и студентов формулировать запросы, определять стратегию поиска, о незнании источников поиска.

Главная цель пользователя –  найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных запросов. Основным принципом пользования  библиотекой остается свобода выбора информации. Чтобы эффективно ею пользоваться, требуется умение и навыки поиска, выбора, восприятия, оценки информации. Формирование этих знаний и умений является одной из задач библиотеки, в результате реализации которой  достигается основная цель – воспитание у пользователя высокого уровня информационной культуры.

Работа от случая к случаю не приносит заметной пользы. Формирование информационной культуры пользователей  должно проводиться по определенной системе, так как только системный  подход к организации работы может  дать ощутимый эффект. Требуется проведение комплекса мероприятий по формированию информационной культуры юношества, включающего  теоретические, практические и итоговые занятия.

Традиционные формы обучения молодежи методам поиска информации, такие, как экскурсии, библиотечные уроки, обзоры, лекции уже не обеспечивают современный уровень информационной культуры. Необходимы новые формы, которые  смогли бы заинтересовать юного пользователя в приобретении знаний.

 Мы предлагаем работу по программе Школа информационной культуры.

В реализации данной программы  участвуют следующие подразделения библиотеки: справочно-библиографический отдел, читальный зал естественно-гуманитарной литературы, электронный читальный зал.

Цель занятий в Школе  информационной культуры: дать юному  пользователю представление об основных путях поиска информации, методах  ее обработки и оформления.

 

Задачи:

– предоставление молодому человеку комплекса знаний и умений поиска необходимой информации;

– обеспечение молодежи информационно-справочными, методическими материалами по методам  поиска информации.

Целевая аудитория: учащиеся старших классов средних учебных  заведений; студенты первых курсов высших и средне-специальных учебных  заведений.

Особенностью проведения занятий в Школе информационной культуры являются:

1. Активные формы обучения. Занятия проводятся в виде  практических заданий.

2. Деятельностный подход. В начале занятий каждый из ребят выбирает ту тему, которая так или иначе его интересует (например, для написания реферата) и в дальнейшем совершенствует поисковые навыки, отталкиваясь от своих информационных потребностей. В конце ребятам предложено оформить результаты своей работы в письменном виде. На итоговом занятии анализируются пути поиска информации, правильность оформления работы.

3. Принцип добровольности. Основная роль в проведении  систематических занятий по воспитанию  информационной культуры принадлежит  образовательному учреждению. Библиотека  же проводит мероприятия по  повышению уровня информационной  грамотности, поскольку кроме  лучшего книжного фонда, поискового  аппарата, справочных изданий, большого  объема выписываемых периодических  изданий, тут есть и персональные  компьютеры с базами данных, доступ  к Интернету. Мы работаем с  теми, кто лично заинтересован  в получении знаний, кому это  интересно и необходимо.

4. Работа в малых группах.  Группа из 5-7 человек является  оптимальной для обучения.

Набор в Школу информационной культуры ведется в течение года. Содержание программы не меняется, а варьируется в зависимости  от возраста (студенты, старшеклассники), т.е. различается способ подачи материала.

Нам важно не столько дать ребятам определенный объем знаний, сколько научить их самостоятельно приобретать новые знания, привить  навыки работы с информацией.

План занятий Школы  информационной культуры:

1. Информационные ресурсы  общества и информационная культура  личности.

2. Библиографическое описание  как паспорт документа.

3. Искусство формировать  запрос.

4. Справочно-библиографический  аппарат библиотеки.

5. Знакомство с мультимедийными  справочными изданиями.

6. Глобальная сеть Интернета.

7. Пути информационного  поиска.

8. Современные требования  к оформлению результатов самостоятельной  работы (реферат).

.

 Электронный читальный  зал оказывает индивидуальные и групповые консультации по работе с Интернетом и основными офисными программами. Консультации предназначены для тех, кто хочет научиться грамотно искать информацию в сети и работать с ней. Также знакомит с программами, которые нужны для работы в Интернете, демонстрирует оптимальные пути поиска, учит, как правильно сохранять найденную информацию и/или распечатывать ее.

Издательская деятельность представлена следующими наименованиями:?

– «Как написать сочинение, реферат, рецензию»: Советы для старшеклассников и абитуриентов;

– «Как написать курсовую, диплом, диссертацию»: Советы для студентов;

– «Как написать резюме»: Справочное издание;

– Памятки: «Как пользоваться алфавитным каталогом», «Как пользоваться систематическим каталогом», «Как пользоваться электронным каталогом»;

 

Данная программа по формированию основ информационной культуры помогает молодым людям более подробно познакомиться с библиотекой  и ее услугами; они учатся стратегии  и алгоритму информационного  поиска, впоследствии смогут анализировать  источники, осуществлять аналитико-синтетическую  переработку документов; получают навыки работы с нетрадиционными носителями и, в конечном счете, сумеют эффективнее  использовать полученную информацию.

 

 


Информация о работе Формирование информационно независимой личности