Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:11, контрольная работа
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2
Тема: Формирование навыков социального поведения у детей 3-4 лет с отклонениями в развитии.
Новокузнецк, НПК № 2,2013
2013
Формирование навыков социального поведения у детей 3-4 лет с отклонениями в развитии.
Социализация — становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Младший дошкольный возраст
С 3–4 лет происходят существенные изменения
в характере и содержании деятельности
ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми
и сверстниками. Ведущий вид деятельности
в этом возрасте – предметно-действенное
сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста
состоит в том, что действия ребенка приобретают
целенаправленный характер. В разных видах
деятельности – игре, рисовании, конструировании,
а также в повседневном поведении дети
начинают действовать в соответствии
с заранее намеченной целью, хотя в силу
неустойчивости внимания, несформированности
произвольности поведения ребенок быстро
отвлекается, оставляет одно дело ради
другого.
У малышей этого возраста ярко выражена
потребность в общении со взрослыми и
сверстниками. Особенно важную роль приобретает
взаимодействие со взрослым, который является
для ребенка гарантом психологического
комфорта и защищенности. В общении с ним
малыш получает интересующую его информацию,
удовлетворяет свои познавательные потребности.
На протяжении младшего дошкольного возраста
развивается интерес к общению со сверстниками.
В играх возникают первые «творческие»
объединения детей. В игре ребенок берет
на себя определенные роли и подчиняет
им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к
миру взрослых, которые выступают для
него в качестве образца поведения, обнаруживается
стремление к освоению этого мира. Совместные
игры детей начинают преобладать над индивидуальными
играми и играми рядом. Открываются новые
возможности для воспитания у детей доброжелательного
отношения к окружающим, эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию.
В игре, продуктивных видах деятельности
(рисовании, конструировании) происходит
знакомство ребенка со свойствами предметов,
развиваются его восприятие, мышление,
воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только
учитывать свойства предметов, но и усваивать
некоторые общепринятые представления
о разновидностях этих свойств – сенсорные
эталоны формы, величины, цвета и др. Они
становятся образцами, мерками, с которыми
сопоставляются особенности воспринимаемых
предметов.
Преобладающей формой мышления становится
наглядно-образное. Ребенок оказывается
способным не только объединять предметы
по внешнему сходству (форма, цвет, величина),
но и усваивать общепринятые представления
о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не
выделение общих и существенных признаков
предметов, а объединение входящих в общую
ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей.
В этом возрасте происходят существенные
изменения в развитии речи: значительно
увеличивается запас слов, появляются
элементарные виды суждений об окружающем,
которые выражаются в достаточно развернутых
высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка
создают благоприятные условия для существенных
сдвигов в характере обучения. Появляется
возможность перейти от форм обучения,
основанных на подражании действиям взрослого,
к формам, где взрослый в игровой форме
организует самостоятельные действия
детей, направленные на выполнение определенного
задания.
Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений. Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии, трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой, изменения в развитии личности ребенка, нарушение способности к приему и переработке информации, нарушение словесной регуляции деятельности. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Аномальному ребенку не всегда свойствеены некоторые ощущения.
3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. У 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
Коррекционно - педагогическая работа с детьми основана на позитивном социально - опосредованном взаимодействии ребенка с новым взрослым (педагогом) в специально созданной предметно - развивающей среде. В ходе такого взаимодействия дети усваивают и в личном опыте преобразуют социально - важные навыки общения, способы деятельности и ориентировки в пространстве, что обеспечивает адекватность восприятия окружающего мира и действий в нем. Такой подход основывается на психологической теории деятельности, согласно которой процесс присвоения ребенком опыта происходит в процессе интериозации внешних действий, т.е. когда внешние средства общения и совместная деятельность приводят к усвоению определенных наглядных действий. Становление действия происходит поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребенка в конечном результате предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане - жизненно - важными умениями и навыками.
С детьми проводятся игры и упражнения
по развитию у детей опыта самопознания.
Они помогают формированию адекватного
самоотношения; создают предпосылки возможной
коррекции личностных затруднений дошкольников.
Накопление субъективного опыта ребенка
осуществляется через участие в специально
организованных воспитателем ситуациях:
практических и вербальных. Ситуации практического
плана непосредственно включают детей
в решение конкретных жизненных проблем,
в активное проявление интереса к окружающему
миру, самому себе, а также заботливого,
доброго и справедливого отношения к взрослым
и сверстникам. Во всех ситуациях задача
воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально
увлечь детей, раскрыть потенциал каждого
ребенка, акцентировать внимание на результатах
деятельности, приносящих радость и удовлетворение
окружающим.
К ситуациям практического плана также
относятся ситуации, специально ориентированные
на восприятие, оценку и воспроизведение
детьми различных эмоциональных состояний
и чувств. В подобных ситуациях дети участвуют
в имитационных играх, театральных этюдах,
играх-драматизациях, в процессе которых
они учатся передавать разные эмоциональные
состояния, регулировать эмоциональные
реакции, находить эмоционально оправданный
выход из возникших обстоятельств.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Ниже приведены игры направленные на формирование социального поведения детей с отклонениями в развитии.
( игры адоптированы для детей данной категории)
1.Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
2.Игра е "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
§ засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
§ открыть кран;
§ сложить ладони рук "лодочкой";
§ подставить руки под струю воды;
§ закрыть кран;
§ вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
3.Игровое занятие "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
4.Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
5.Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
6.Занятие "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
7.Игра "Испечем оладушки"
Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает "испечь оладушки": хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки