Формирование отклоняющегося поведения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:24, реферат

Описание работы

Личность - основной предмет психологических исследований. Однако личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения.

Файлы: 1 файл

Формирование отклоняющегося поведения в семье.docx

— 24.23 Кб (Скачать файл)

Личность - основной предмет психологических исследований. Однако личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих отношений в первом в его жизни коллективе – семье.

Следует признать, что признаки кризиса семьи действительно на лицо, к ним с полным основанием можно отнести следующие проявления: 

  •  резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  • развитие теневых, рыночных отношений среды подростков, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  • расширение безнадзорности и появление беспризорности как социальное явление;
  • рост подростковой преступности, вовлечение подростков во взрослые преступные группировки;
  • приобщение молодежи к наркомании и токсикомании;
  • распространение подростковой и юношеской проституции;
  • рост подросткового и юношеского суицида;
  • падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

К сожалению, в наше время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, проходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так как прежде.

Особенно сложен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказывается превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем семья является для ребенка группой соотношения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием влиянию окружения влияние матери и отца.

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.

Особенности семейного микроклимата во многом влияет на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими.

Основные механизмы закрепления – простое подражание и активные или пассивные реакции протеста.

Маленькие дети в своих поступках особенно ориентируются на поведение родителей, которые порой недооценивают его значения. Пока это просто зрительное подражание внешним сторонам действия. Позже ребенок начинает копировать внутреннюю позицию – отношение к людям событиям, поступкам. И совсем не всегда дети подражают положительным образцам. Часто отрицательные представляются им более сильными, яркими, даже привлекательными.

Кроме подражания, в качестве закрепления форм поведения ребенка часто выступают и так называемые реакции протеста. Они представляют собой попытку ребенка отстоять свое право на собственное мнение, независимые, самостоятельные поступки, помогают растущей личности отстоять собственное “я”. Возникают они в ответ на подавленное взрослыми детской самостоятельности, недооценки индивидуальности ребенка, попытки полностью контролировать его поведение, грубые и многочисленные запреты, приказы “без права обсуждения”. Акции протеста могут быть активными или пассивными, адекватными или неадекватными.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье может характеризоваться следующими проявлениями:

  • общим дефицитом общения с родителями;
  • нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей, видов общения;
  • преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми;
  • широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей;
  • завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Особое внимание следует уделять просчетам воспитания в семье. Наиболее типичные из них следующие:

  • неприятие ребенка, но явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
  • гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность;
  • непоследовательность и противоречивость воспитания;
  • непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей, возможностям и потребностям детей;
  • жесткость родителей в отношениях с детьми;
  • аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства;
  • авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле;
  • гипоопека;
  • гиперсоциальность – когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка.

Рассмотрим некоторые из этих дефектов воспитания более подробно.

Эмоциональное отторжение. Родители осознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойной чувство, не признаются в нем даже себе.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Но родительские заботы, недостаток которых мог бы открыть окружающим эту нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, даже демонстративными.

Иногда эмоциональное отвержение бывает более наступательным – в этих случаях его называют воспитанием “по типу Золушки”. Ребенку дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, но и стараются при этом дать почувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают.

Подростки реагируют на это проявление по-разному. Для чувствительных ребят оно проявляется в глубокой ущемленности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом ослабевает, и холодность близких уже не огорчает – они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые те дети отгораживают свой внутренний мир “стеной отчуждения”.

В этих условиях “отверженные” подростки могут прибегать к различным способам привлечения к себе внимания, могут совершать отчаянные, подчас шокирующие поступки.

Гиперопека, или как ее сейчас называют, гиперпротекция. Одна из особенностей таких семей: ребенок – центр всей жизни взрослых. Родители, а вместе с ними и бабушки дедушки живут для ребенка, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, бесконечно восхищаются им.

Опекая кумира, родители совершают немало опрометчивого: выделяют его из массы сверстников, демонстративно ограждают от “обидчиков”, подчеркивают его исключительность и ранимость.

Из таких мальчиков вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины не способные отстаивать свои принципы.

Гипоопека (гипопротекция). Взрослые, принимая решения, чаще руководствуются настроением, а не какими-то воспитательными силами и принципами. Они не пытаются удовлетворить желания ребенка и тем более не приносят себя в жертву. Контроль за поведением ребенка ослаблен; подросток почти полностью предоставлен себе в выборе занятий и товарищей.

Гипоопека часто приводит к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.

В настоящее время очень распространено противоречивое воспитание, которое характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушек и дедушек, что дезориентирует ребенка.

Авторитарность воспитания характеризует категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказание; постоянный контроль за действиями ребенка.

Несостоятельность такого воспитания обычно обнаруживается уже с первыми поступками, свидетельствующими о том, что подросток не хочет быть маленьким. Авторитарность в отношениях создает атмосферу, которая препятствует успешному взрослению подростка. Сверхконтроль может вызывать бурное отрицание любых требований взрослых активными энергичными подростками. А не впечатлительных, с повышенным чувством ответственности подростков деспотичная опека старших оказывает совершенно иное действие: возникает заниженная самооценка, неуверенность в себе, несамостоятельность, неспособность принимать решения.

Есть семьи, где детей вроде бы и любят и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы, на то, “как положено”. Такой тип воспитания называют гиперсоциальным. Родители не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют у ребенка необходимые для взрослой жизни качества и часто не обращают внимания на его жизнь, мысли и чувства.

Исходя из этого можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

  1. конфликтная – наиболее распространенный тип, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  2. аморальная – характеризуется забвением влияния моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение детей в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  3. педагогически несостоятельная – с низким уровнем и отсутствием психолого-педагогической культуре; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что - либо  изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром
  4. асоциальная – в ней дети с ранних лет находят в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения и противоправного.

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у подростков, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.

Если во внутрисемейных отношениях – полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствуют положительная  трудовая  и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг, то тогда можно говорить о формировании здоровой личности подростков. Если же хотя бы один из этих аспектов отсутствует в семейном воспитании, то могут появляться различного рода отклонений в поведении детей.


Информация о работе Формирование отклоняющегося поведения в семье