Формирование произвольных движений по А.Н. Леонтьеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Общие положения теории деятельности А.Н. Леонтьева …………..3
2. Понятие деятельности по А.Н. Леонтьеву…………………………….4
3. Формирование произвольных движений по
А.Н. Леонтьеву……………………………………………………………....9
Заключение…………………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контр. работа Сознание и деятельность.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность  – форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов  деятельности выделяют:

– мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

– цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

– операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Действия  – процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

– принятие решения;

– реализация;

– контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование  как усвоенных, так и индивидуально  выработанных средств и орудий.

Виды:

– управляющие,

– исполнительные,

– утилитарно–приспособительные,

– перцептивные,

– мнемические,

– умственные,

– коммуникативные действия.

Операция (лат. operatio – действие) – исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или  иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических  новообразованиях, возникающих в  ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение  «ведущая деятельность».

Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

– непосредственное общение младенца с взрослыми;

– предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;

– сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;

– учебная деятельность школьников;

– профессионально–учебная деятельность юности.

Детская деятельность – форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.

Генезис. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики.

Наиболее  самостоятельной ранней деятельностью  является предметная деятельность. Она  начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов  по их функциональному назначению и  таким способом, который закреплен  за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что  связано с овладением ходьбой. Несколько  позже, на основе предметной деятельности происходит формирование других видов  деятельности, в частности игровой.

В рамках сюжетно–ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями.

Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий.

Развернутый анализ учебной деятельности дан  в трудах Д.Б. Эльконина (1904–1984) и В.В. Давыдова (1930–1998).

Развивающее обучение. Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника  порождаются существующей системой обучения, основанной на натуралистическом  подходе к развитию. Дал логико–психологическое обоснование теории развивающего обучения. В соответствии с его идеей, что  в действии человека всегда наличествует со–знание другого человека, развитие ребенка рассматривается им как  происходящее в контексте двух типов  отношений: ребенок – предмет – взрослый (в этом случае отношение ребенок – взрослый опосредствовано предметом) и ребенок – взрослый – предмет (в этом случае отношение ребенок – предмет опосредствовано взрослым). Главная особенность «разумного мышления» состоит в том, что оно базируется на теоретических понятиях, содержанием которых – в отличие от житейских (эмпирических) понятий – является не наличное бытие, а бытие опосредованное, рефлектированное. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия. На основе гегелевско-марксового понимания отношения логического и логического в становлении индивидуального сознания, принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии, нашедшие практическую реализацию, прежде всего на базе московской экспериментальной школы №91.

Дальнейшее  развитие теория развивающего обучения получила в рамках концепция социально–генетической психологии, созданной В.В. Рубцовым и его сотрудниками.

Концепция социально–генетической психологии создана в рамках культурно–исторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Здесь психическое развитие ребенка объясняется здесь через совместную деятельность. Основой выступает анализ общей структуры деятельности, где новая психическая функция трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия).

На материале  формирования мышления показано, что:

1. Кооперация  и координация предметных действий  составляет основу происхождения  интеллектуальных структур мышления  ребенка, при этом тип распределения  деятельности выполняет функцию  специфического моделирования содержания  интеллектуальной структуры в  составе отношений участников  деятельности;

2. Основой  для выделения и дальнейшего  усвоения ребенком содержания  интеллектуальной структуры является  выполнение им особого действия  по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок  обращается к основаниям организации  самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех  участников совместной работы  характер того или иного предметного  преобразования; при этом необходим  рефлексивно содержательный анализ  участниками формы строящихся  совместных действий и последующее  планирование адекватных предметному  содержанию объекта новых форм  организации совместной деятельности;

3. Форма  организации совместного действия  является каналом трансляции  культуры, т. к. взаимодействием участников совместной ситуации осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.

 

Заключение

 

Определяя предмет психологической науки  как порождение и функционирование в деятельности психического отражения  реальности, А.Н. Леонтьев не мог не обратиться к детальной разработке того и другого – и психологических механизмов чувственного отражения, и сущности и структуры деятельности. Уже в статьях 50-х годов, А.Н. Леонтьев, опираясь, в частности, на проведенные под его руководством исследования формирования звуковысотного слуха, а затем – деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления». Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия – как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др.), так и в теоретическом плане. Основные положения А.Н. Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие. Во-первых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении». Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира».

Это нечто  большее, чем «непосредственная  чувственная картинка»: образ мира «выступает в значении», и вся  совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира». Здесь в высшей степени важны два момента: а) предзаданность этого означенного, осмысленного предметного мира каждому  конкретному акту восприятия, необходимость  «вписывания» этого акта в уже  готовую картину мира; б) эта картина  мира выступает как единство индивидуального  и социального опыта. Со всеми  этими идеями связано положение  об амодальности предметного восприятия. Как известно, при жизни А.Н. Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Им была задумана в начале 70-х годов книга под названием «Психология образа», позже Алексей Николаевич нашел другое название – «Образ мира», но она так и осталась не написанной.

 

Список литературы

 

  1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489 с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 113 с.
  4. Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000.
  5. Психология. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000. – 531 с.

 


Информация о работе Формирование произвольных движений по А.Н. Леонтьеву