Формирование пространственных представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Веду целенаправленную деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Формирование пространственных представлений у дошкольников 4
1. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. 4
2. Программные требования по разделу «Ориентировка в пространстве». 5
3. Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников. 8
4.Картотека дидактический игр по развитию пространственных представлений у детей 10
5. Литература. 14

Файлы: 1 файл

математика кр2.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Развитие  пространственной ориентировки и представление  о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением  практического опыта детей, с  изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления  находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные  изменения при формировании пространственного  восприятия связаны с развитием  речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных  обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно  словесно обозначать, ориентироваться  в пространственных отношениях при  выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в развитии пространственного  восприятия играет конструирование  и лепка, включение адекватных действиям  детей словесных обозначений  в экспрессивную речь.

Развитие  пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе  развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику  сигнал. Например метание мяча в  ту мишень, которую указывает учитель  с помощью светового (звукового) сигнала.

На  втором этапе развивают способность  корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися  условиями выполнения. Например метание  мяча в движущуюся с разной скоростью  мишень. На последнем этапе развивается  способность использовать именно то двигательное действие, которое в  наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают  к различным подвижным и спортивным играм.

Исходным  в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение  направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в  определении последовательности предметов  или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических  знаков.

Развитие  ориентировки в окружающем мире можно  проводить в следующей последовательности:

- определение пространственного  расположения предметов по отношению  к самому себе;

- дотронуться правой рукой до  левого уха; левой рукой до  правого уха;

- приложить кисть к обведенному  контуру ладони, определить руку.

Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:

- вытянуть в сторону правую (левую)  руку. Перечислить предметы,

находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);

- определение пространственных соотношений  между 2-3 предметами

или изображениями.

 

4.Картотека дидактических игр по развитию пространственных представлений у детей.

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)». Цель: познакомить с пространственными  отношениями, выраженными с помощью  предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадайка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз».

Игра «Внутри и снаружи»

ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что  пространственные отношения между  предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться  внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки». На начальных  этапах игру провожу без учета  зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать  части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагаю  правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо  и правую ногу; дотянуться левой  рукой до правого носка, а правой.

Данные задания можно включать в следующие виды деятельности: физкультурные  и музыкальные занятия, аппликация и рисование, конструирование. Например, на листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории», «Три котенка», «Красная Шапочка»

Математическая игра «Вперед и  назад»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Постройка сарая  для животных»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Теремок»

Игра «Вопрос – ответ»

Физкультминутка «Самолет» 

 

2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево

ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?».

Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка  внимательно слушать команды  взрослого.

Игра «Фигурное лото»

ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться  в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

Отношения «длиннее – короче», «дальше  – ближе». Понятия «близко –  далеко».

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Математическая игра «Уголки»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Конструирование «Городской транспорт»

Математическая игра «Мастерская  ковров»

Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 

 

3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед»  каким-либо предметом.

ДИ: «Встань впереди или сзади  товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик»

Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться  в пространстве, используя понятия  «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Игра «Путешествие жука». Слушай внимательно  и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игровая ситуация «Переполох»

Математическая игра «По три  в трех»

Конструирование «Гаражи для своей  машины»

Математическая игра «Найди ключи»

Экологическая игра «Охотник и пастух»

Математическая игра «Узнай, что  изменилось» 

 

4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?»

Игра «На параде»

Игра «Справа и слева»

ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление  о заслоняемости одних предметов  другими; уточнить представление о  том, что большие предметы заслоняют  меньшие, а меньшие не заслоняют  больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Игровое упражнение «Сколько игрушек  стоит впереди, сзади, слева и  справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок» 

 

5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга

Игра «Фигурное лото»

Игра «Помоги пчёлке собрать  урожай»

Игра «Художник»

Игра «Замри». Цель: учить детей  понимать схематическое изображение  позы человека.

Упражнения на развитие глазомера.

Математическая игра «Что изменилось»

Математическая игра «Пройди к  избушке лесника»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Математическая игра «Кто быстрее  пройдет свой лабиринт» 

 

6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Игра «В гости к другу». Графический  диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять  все движения в правую сторону, а  на обратном пути – в левую сторону

Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует  вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей  сопоставлять план с пространством  групповой комнаты.

«Где мишка!» (В игре принимают  участие от пяти до семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей  свободно пользоваться планом.

Математическая игра «Сколько пар  ботинок?»

Игра «Раскрась разными штрихами домик»

Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.

Игровая ситуация «Спящая красавица»  

 

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве использовала методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Говорова Р. Дьяченко  О. Формирование пространственных  ориентировок у детей. – Дошкольное  воспитание,  1975, № 9.

2. Дидактические игры  и упражнения по сенсорному  воспитанию дошкольников. / Под ред.  Л.А. Венгера. М., Просвещение, 1973.

3. Леушина А.М. Формирование  элементарных математических представлений  у дошкольников. М., Просвещение, 1974.

4. Мусейибова  Т. Формирование  пространственных ориентировок. –  Дошкольное воспитание, 1968, № 7.

5. Метлина Л.С. Математика в  детском саду. М., Просвещение, 1977.

6. Программа воспитания  в детском саду. М., Просвещение, 1976.

7. Степаненкова Э. Развитие  пространственной ориентировки, Дошкольное  воспитание, 1977.

8. Столяр А.А. Формы элементарных  математических представлений. Просвещение, 1988.


Информация о работе Формирование пространственных представлений у дошкольников