Формирование психологической готовности сотрудников к выполнению служебных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работ­ников юридических органов системы психологических знаний, а также на­выков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятель­ности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.

Содержание работы

Введение
3
1.
Теоретические аспекты психологической
подготовки к юридической деятельности
1.1. Память человека
1.2. Мышление и интуиция в решении задач
1.3. Речь в юридической работе
1.4. Профессиональная наблюдательность
1.5. Воля и ее воспитание
1.6. Эмоциональная саморегуляция
4
4
8
12
12
15
17
2.
Психологические особенности выполнения
служебных задач сотрудниками ОВД
21

Заключение
33

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология овд.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова­тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга­нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при­ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст­вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не­скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.

Для следственной работы необходимы следующие организационные ка­чества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно­го дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со­бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ­ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя­ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес­сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо­ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви­тию и закреплению их в структуре личности.

Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото­рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос­ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова­на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос­нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест­вом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти­туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави­лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе­гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол­жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму­лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа­ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до­лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек».

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

-     формируют у граждан правосознание;

-     уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

-     при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

-     судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи – не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника­тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли­вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес­ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто­ятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному вы­слушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан­ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи – это текущий и завер­шающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с дей­ствующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, вообра­жение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.

Необходимость осуществления функций организации судебного про­цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора – дисциплинированности, собраннос­ти, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступ­ков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в вы­полнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структу­ры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, оп­ределение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специ­альная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны про­куратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорско­го надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управле­ния, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лица­ми и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предваритель­ного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Про­фессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, це­леустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуро­ра связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной так и письменной.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела – сложный процесс, где учитываются данные правового ха­рактера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедитель­но аргументировано1.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы и способности прокурора, помогает ему пра­вильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняет от узкопро­фессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на перед­нем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях эк­стремальности и отличается высокой эмоциональной напряженностью. По­этому работа в уголовном розыске требует от сотрудника большой находчи­вости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня само­организованности и настойчивости.

Эта многообразная и достаточно сложная работа, в большинстве случа­ев связанная с определенным риском, регулируется законом, в рамках ко­торого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осущес­твляется, в основном, в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выез­жает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессиональ­ные методы и приемы, ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях при­ходится с помощью специальных приемов получать необходимую инфор­мацию о преступниках, их связях, местах нахождения и намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожидан­ное для преступника задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности ин­спектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сторона, кото­рая заключается в выявлении следов преступника и создании его психологи­ческого портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.).

У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество – профес­сиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать еще проницательностью – качеством, которое очень важно для инспектора уго­ловного розыска.

Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, конкретных связях, возможном месте нахожде­ния заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго­ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим количеством людей, посещать различные учрежде­ния и организации. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро­вольных помощников и общественность, активно используя их помощь и поддержку.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мыс­ленном воссоздании картины преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие пре­ступления. Он также должен стремиться предупредить преступления, со­здать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществле­нию преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми, уметь учиты­вать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых пред­писаний.

В практической деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывая при этом личность человека, ко­торого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, движе­ние не должны остаться незамеченными.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос­тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при­ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици­рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.

Информация о работе Формирование психологической готовности сотрудников к выполнению служебных задач