Формирование социально-психологической науки в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:10, реферат

Описание работы

История развитая социальной психологии в СССР освещалась в многочисленных публикациях, в частности, в учебных пособиях, посвященных систематическому изложению основных проблем данной научной дисциплины. Однако, как правило, речь шла о так называемой «психологической социальной психологии», тогда как «социологическая социальная психология» оставалась как бы на заднем плане. Сегодня, когда обе ветви социально-психологического знания получили в нашей стране права гражданства, уместно обратиться к некоторым историческим этапам их взаимодействия.

Содержание работы

Введение
1. Зарождение социальной психологии как науки в России
2. Первый этап развития социальной психологии в России. 1920-е гг
3. Социальная психология в 1930-1950-х годах
4. Второй этап развития социальной психологии. 1950-1960-е гг
5. Социальная психология с 1970 гг. по настоящее время
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат формирование социально-психологической науки в России.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

В целом же социально-психологические идеи в дореволюционной России развивались преимущественно не в недрах психологии как таковой, а в рамках более широкого спектра общественных дисциплин. Здесь следует искать корни той трансформации в истории социальной психологии, которая произошла после революции 1917 г. Во всей системе общественных наук в России развернулась широкая дискуссия относительно философских предпосылок научного знания. Особенно сложный комплекс проблем, связанных с природой марксистского обществоведения, возник, естественно, в социологии. Может быть, именно поэтому более частный вопрос о специфике социальной психологии здесь практически не обсуждался. Напротив, в психологии эти проблемы оказались в центре полемики - шла более широкая дискуссия о необходимости перестраивания психологической науки на основаниях марксистской философии.

Итоги дискуссии 20-х гг. оказались для социальной психологии достаточно драматичными. Несмотря на субъективное желание ее участников построить марксистскую социальную психологию, эта задача в 20-е гг. выполнена не была, что в значительной мере обусловлено отсутствием четкости в понимании предмета данной науки. С одной стороны, она отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой, предполагалось исследовать особый класс явлений, связанных с коллективом и порожденных совместной деятельностью людей. В результате лишь первая трактовка предмета социальной психологии получила права гражданства. Поскольку в этом понимании никакого самостоятельного статуса для социальной психологии не предполагалось, попытки построения ее как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок. Социология же, как известно, в эти годы вообще оказалась под ударом, поэтому вопрос о существовании социальной психологии в ее рамках просто не поднимался. Даже в относительно более «безопасной» (в смысле идеологического диктата) области знания, каковой была психология, дискуссия приобрела политическую окраску, что тоже способствовало ее свертыванию: под сомнение была поставлена принципиальная возможность существования социальной психологии в социалистическом обществе. Все это на долгие годы отодвинуло решение проблем этой науки.

3. Социальная психология в 1930-1950-х годах

Конец 1920-х - начало 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти 30 лет - до конца 1950-х гг.

В Большой Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени официальное отношение к социальной психологии. В 1957 г. Она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением». Далее следовал заключительный вывод: «В советской науке проблемы, неправомерно относимые буржуазной психологией к социальной психологии, заняли свое место в системе наук об обществе и разрабатываются специалистами соответствующих областей знания (историками, философами, экономистами и др.) как проблемы исторического материализма».

Таким образом, период начала 1930-х - конца 1950-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии, хотя многие отечественные авторы полагают, что разработка социально-психологических проблем продолжалась в рамках других (прежде всего психологических и педагогических) наук. Пожалуй, единственным подтверждением этого мнения являются труды педагога и писателя А.С. Макаренко (1888-1939). Его основной педагогический опыт состоял в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. В течение 15 лет А.С. Макаренко руководил сначала трудовой колонией, а затем «детской коммуной», созданной под эгидой НКВД УССР.

Практическая деятельность А.С. Макаренко послужила основой для его «теории и методики коммунистического воспитания в коллективе». Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

«Нравственно оправданная потребность - это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ». Итак, позиция А.С. Макаренко состояла в том, что личный интерес человека - это «правильно понятый общественный интерес».

Взгляды А.С. Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии макрсизма-ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. С начала 1950-х и до середины 1980-х гг. эти взгляды не подлежали какой бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взглядов А.С. Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».

4. Второй этап развития социальной психологии. 1950-1960-е гг

В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе. Этому способствовало два обстоятельства. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение экономических, социальных и политических проблем требовало более пристального анализа их психологической стороны. Во-вторых, произошли изменения и в общей духовной атмосфере общества. Некоторое смягчение идеологического пресса и начавшаяся «оттепель» позволили снять клеймо «буржуазности» с социальной психологии (также, впрочем, как и с социологии) и обсуждать ее дальнейшую судьбу. Немаловажно и то, что установились контакты с зарубежной наукой, и это обусловило знакомство ученых с ситуацией в области мировой социальной психологии.

Разброс мнений в дискуссии был связан с участием в ней как психологов, так и социологов. Несмотря на недоказанность многих мнений, новая дискуссия имела огромное значение для дальнейшего существования и развития социальной психологии.

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское руководство допустило некоторую либерализацию научной сферы. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опубликованных в 1959 г., ряд ленинградских ученых (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин) выступили с критикой нигилистического отношения к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходимость разработки социальной психологии на марксистской основе.

В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии». Здесь выступили такие инициаторы развития отечественной социальной психологии, как А.В. Баранов, Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов.

Важным событием для данной отрасли знания было создание в 1962 г. Первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). На II съезде Общества психологов СССР (Ленинград, 1963 г.) впервые была выделена специальная секция, по вопросам социальной психологии. Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде. Это книги Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (Л., 1965) и Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологи» (Л., 1967). В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Е.С. Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографиях А.А. Бодалева «Восприятие человека как личности» (Л., 1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности» (Л., 1970).

Значимым событием для развития отечественной социальной психологии был выход в свет сборника статей «Проблемы общественной психологии» под редакцией В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршева (М., 1965). В нем представители философских, исторических, филологических, педагогических и психологических наук выступали с анализом истории и теории социальной психологии. Ряд статей был посвящен результатам эмпирических исследований фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

В монографии Б.Ф. Поршева «Социальная психология и история» (М., 1966) впервые обстоятельно рассматривались такие социально-психологические категории, как «мы» и «они». Автор делал радикальный для марксистской науки вывод о том, что историки очень отстали в изучении психической стороны описываемых ими массовых явлений, и подчеркивал необходимость восполнить этот пробел.

Итогом второго этапа дискуссии о социальной психологии стало полное признание ее права на существование как особой «маргинальной» дисциплины, что уравняло ее статус у нас с тем, который характерен для всего мирового сообщества. Завершение дискуссий означает новый этап развития социальной психологии в нашей стране, новый этап ее истории. Исследование этого этапа представляется особенно необходимым, ибо он приходится на период радикальных преобразований в России, что не может не высветить новых граней в развитии всех дисциплин, так или иначе связанных с анализом положения человека в обществе.

В то же время создаются многочисленные социально-психологические лаборатории и центры. В 1972 г. создается сектор социальной психологии в системе Академии Наук СССР.

5. Социальная психология с 1970 гг. по настоящее время

70-80-е  гг. - это период весьма бурного  развития социальной психологии  в СССР. Ее институционализация  была уже завершена, и основная  форма дальнейшего развития - экстенсивное  и интенсивное развертывание  социальной психологии. Велся исследовательский поиск в области методологии, теории и методов социальной психологии.

Большую роль сыграло расширение сферы международных контактов советских социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах и конференциях, в совместных исследованиях.

В конце 1960-х - начале 1970-хз гг. завершился процесс становления отечественной социальной психологии как самостоятельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. В Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина) и в 1972 г. В Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой). Здесь начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной психологии постепенно появляются и в других учебных заведениях. Публикуются первые учебные пособия - «Курс лекций по социальной психологии» А.Г. Ковалева (М., 1972) и «»Социальная психология под редакцией Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина (М., 1975). Выходит первый учебник для студентов вузов - «Социальная психология» Г.М. Андреевой (М., 1980), выдержавший к настоящему времени несколько изданий.

В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслям социально-психологического знания. Это работы в области истории социальной психологии (Е.А. Будилова, М.Г. Ярошевский), методологии и теории (Т.М. Андреева, В.Н. Куликов, И.Т. Левыкин, Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова, П.Н. Шихирев. А.К. Уледов), психологии групп и коллективов (И.П. Волков, А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский), межгруппового взаимодействия (В.С. Агеев), лидерства и руководства (А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский, Л.И. Уманский), межличностных отношений (Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов), социальной психологии личности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.А. Ядов), социально-психологической диагностики личности (Э.С. Чугунова), психологии общения (А.А. Брудный, Р.Б. Гительмахер, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов), социально-психологического тренинга (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская), промышленной и организационной психологии (А.И. Китов, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов, Р.X. Шакуров, В.М. Шепель), массовой коммуникации (Ю.А. Шерковин), социальной психологии искусства (В.Е. Семенов).

В последующие годы отечественные социальные психологи проводили свою работу в различных сферах общественной жизни. Отражением их трудов являются опубликованные материалы многочисленных исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития.

Характерные для новой России социально-психологические и общественно-политические черты (развитие рыночных отношений, демократизация общества, идеологический плюрализм и др.) не могут не влиять соответствующим образом и на социально-психологическую науку. Так, полностью исключены из сферы внимания исследователей многие проблемы, которыми были заняты социальные психологи в советский период (например, текучесть кадров, социалистическое соревнование). Рыночные отношения диктуют необходимость работы в новых направлениях. Так, в условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профессионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психологического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остаются актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки персонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания.

Информация о работе Формирование социально-психологической науки в России