Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:22, реферат
Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.
1.
Введение………………………………………………………………
3
2.
Происхождение способностей………………………………………
5
3.
Факторы формирования способностей…………………………….
7
4.
Уровни развития способностей…………………………………….
11
5.
Заключение…………………………………………………………..
13
6.
Список литературы………………………………………………….
15
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Введение………………………………………………………… |
3 |
2. |
Происхождение способностей……………………………………… |
5 |
3. |
Факторы формирования способностей……………………………. |
7 |
4. |
Уровни развития способностей……………………………………. |
11 |
5. |
Заключение…………………………………………………… |
13 |
6. |
Список литературы………………………………… |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.
Известный советский психолог
С.Л. Рубинштейн охарактеризовал способность
как сложную синтетическую
Н.В.Кузьмина считала, что способности – это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».
Исследователь способностей Н.С. Лейтес определял способности как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».
Большой вклад в понимание
психологической природы
Любая деятельность требует
от человека не одной способности, а
ряд взаимосвязанных
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.
Несмотря на то, что способности
не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам это не означает, что они
никак не связаны с ними. От способностей
зависят лёгкость и быстрота приобретения
знаний, глубина и прочность овладения
способами и приёмами соответствующей
деятельности. Приобретение всего этого
содействует дальнейшему
В качестве способностей могут
выступать и свойства индивида (развитость
познавательной, эмоциональной и
волевой деятельности), и отношения
личности (увлечённость, сознание долга,
интерес, т.е. направленность личности).
Способности характеризуются
Чем обусловлены способности?
Какова их природа? Ответы на данные вопросы
имеют не только теоретическое, но и
практическое значение, ведь если признать,
что способности полностью
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида.
Один из самых сложных вопросов психологии - это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
2. Теория приобретенных
способностей. Социальное окружение,
атмосфера, в которой растет
и воспитывается ребенок,
В то же время, обедненная среда,
создающая дефицит впечатлений,
оказывает отрицательное
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Они являются природными предпосылками.
Задатками могут быть такие
свойства нервной системы, как степень
общей активности, повышенная чувствительность
нервных структур или специальная
предрасположенность к
Однако наукой еще не установлено,
в какие именно способности воплотятся
задатки. Задатки неспецифичны по отношению
к конкретному содержанию и конкретным
формам деятельности. Это означает,
что на основе одних и тех же
задатков могут возникнуть различные
способности в зависимости от
характера соответствующей
Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.
Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры.
В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
В процессе обучения ребенок
овладевает знаниями двух видов: о событиях природной
и общественной реальности и о способах
решения теоретических и практических
задач. Знания
Влияние культуры на развитие
способностей также имеет немаловажное
значение. Известный советский психолог
Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему
развития способностей, приводит такую
воображаемую ситуацию: «Где-то на далеком
острове в Тихом океане родился
мальчик с выдающимися
Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности.
Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.
Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.
Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Основой склонности являются
глубокая устойчивая потребность индивида
в той или иной деятельности, стремление
совершенствовать навыки и умения,
связанные с данной деятельностью.
Возникновение склонностей
Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит неравномерно. Для отражения этой неравномерности в психологии выработана теория сензитивных периодов.
Согласно этой теории, каждому
определенному возрастному
Способности представляют собой
сложный комплекс психологических
свойств человека, обеспечивающих ему
успех в той или иной деятельности.
Однако в основе одинаковых или даже
сходных достижений при выполнении
какой-либо деятельности может лежать
сочетание различных
Таким образом, можно условно назвать три основных этапа развития способностей: задатки, склонности, способности.