Формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение формирования личности как результата взаимодействия социализации и индивидуализации.
Задачи курсового исследования:
1)Изучить теоретические аспекты и существенные понятия социализации и индивидуализации.
2)Проанализировать процессы социализации и индивидуализации в ходе развития личности.

Файлы: 1 файл

GOTOV_1.docx

— 76.17 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсового исследования. Процессы социализации и индивидуализации имеют тесную связь связь, они оказывают значительное влияние на развитие личности. Социализация и индивидуализация длятся всю жизнь человека и поэтому эти процессы актуальны для всех возрастных групп.

Сегодня справедливо возросло влияние личности на судьбы исторического процесса, а так же появилась грандиозная каждого человека ответственность за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества. В связи с этим весьма актуальным является вопрос о создании условий для проявления индивидуальности человека, его творческого начала, хотя вопрос о ценности процесса индивидуализации в литературе поднимается уже давно. Очевиден тот факт, что изначально каждый человек индивидуален и неповторим. Зачастую, взрослея и адаптируясь к социуму, он, как правило, частично утрачивает свою неподражаемость. Иначе говоря, в психологическом выдержке, процесс становления индивидуальности человека - индивидуализация, может быть нарушен ввиду смещения акцента развития в сторону другого не менее важного для становления индивида процесса - социализации.

Степень научной разработанности темы курсового исследования. Проблематика социализации и индивидуальности личности получила обширное освещение в трудах многих авторов различной направленности. В психологии раскрыты внутренние механизмы сoцализации личности, в частности, в публикациях Г.M. Андреевой1, Л.П.Буевой2, Л.С.Выготского3. В работах  Л.И.Анцыферовой и Л.И.Божович4 особое внимание уделено изучению процессам рaзвития индивидуaльности, которые представлены анализом проблемы личности, путей ее развития и воспитания. А.Х.Асмоловым5, В.В.Давыдовым6 исследована структура личности, определена периодизация развития личности в онтогенезе и этапы ее формирования в школьном возрасте, показана внутренняя динамика развития личности и становление ее индивидуальности. В трудах И.А.Донцова7 раскрыты содержание и организация самовоспитания.

Проблема курсового исследования: недостаточность теоретической изученности факторов социализации и индивидуализации.

Объект курсового исследования - становление личности.

Предмет курсового исследования - социализация и индивидуализация как форма развития личности.

 Целью курсового исследования является изучение формирования личности как результата взаимодействия социализации и индивидуализации.

Задачи курсового исследования:

1)Изучить теоретические аспекты и существенные понятия социализации и индивидуализации.

2)Проанализировать процессы социализации и индивидуализации в ходе развития личности.

Теоретико-методологическая основа курсового исследования. Методологическую основу курсового исследования составляют метод системного познания; психологические и социально-педагогические теории, которые системно отражают закономерности социализации и индивидуализации личности; теории личности, деятельности и общения.

Теоретической базой исследования стали: системный подход как направление научного познания социальных процессов, который подробно описан в трудах В.Г.Афанасьева8; системный анализ объектов И.В.Блауберга и Э.Г.Юдина9; теория систем В.И. Свидерского10; теория личности А.Г.Асмолова11, Л.И.Божовича12, А.Н.Леонтьева13.

Эмпирическая база курсового исследования основана на обобщенном социально-педагогическом опыте работ школ г. Белгорода по теме исследования.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

 

Исследование вопросов социализации имеет место в трудах западных психологических школ, расширявших традиции психоаналитической ориентации, бихевиоризма, символического интеракционизма как в их типичных, так и в обновленных формах. Обобщающим началом для исследований всех названных направлений являлся интерес к процессам социального формирования личности, различия же определялись приверженностью постулатам, сложившимся в рамках тех или иных направлений. Благодаря их авторам был разработан особый понятийный аппарат, абстрактные подходы и модели экспериментального изучения социализации, которые и на сегодняшний день активно используются в психологических исследованиях личности как за рубежом, так и в нашей стране.

Так, начиная с 60-х годов, в России опубликовано весьма значительное количество работ, вполне конструктивно объединяющих критический и собственно исследовательский подходы к проблеме социализации и создающих фундамент для ее междисциплинарного изучения. Понятие «социализация» прочно утверждается в системе дефиниций социальной психологии, чему немало способствовали работы Г.М. Андреевой14, И.С.Кона15, Б.Д. Парыгина16. В первых редакциях понятия социализация социальное формирование человека представляется как относительно пассивный и односторонний процесс приобщения и адаптации индивида к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений.

В частности, И.С. Кон. дает определение социализации как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе и которого создается конкретная личность». Тем не менее через несколько лет этот же автор кардинально расширяет содержание понятия социализации: «Влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей»17. Через десять лет социализация определяется И.С. Коном как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

Сходные тенденции мы видим и в определениях Б.Д. Парыгина. Так, лаконичная формулировка ««процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый индивид на протяжении всей истории своего формирования  и развития». сменяется еще более развернутым определением: «Социализация - многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное признание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т.д., активное переустройство как природного, так и социального окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие».18

Приведенные примеры, с одной стороны, иллюстрируют сложность, многоаспектность проблемы социализации, ее феноменологическую и объектную принадлежность к различным научным дисциплинам, направленным на человековедческую ориентацию, и, с другой стороны, демонстрируют, хоть и в самом общем виде, движение от теоретико-социологического трактования понятия к социально-психологическому.

Автор одного из крупнейших социально-психологических исследований социализации С.А. Беличева, акцентирует внимание на том, что изучение социализации с позиций тех или иных научных дисциплин не должно беспрестанно вносить и собственную интерпретацию коренного понятия, что следует изучать не что иное, как те стороны этого процесса, которые и составляют суть этих дисциплин. На этом каркасе она предлагает разобщение объектов в изучении социализации в гармонии со спецификой различных отраслей психологического знания: «социализация как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый в последствии организованных воспитательных стараний общества, является предметом рассмотрения педагогической психологии. Роль индивидуальных факторов и личностных факторов социализации изучается, первостепенно, дифференциальной и общей психологией и, наконец, формирование личности в следствие естественного воздействия среды является компетенцией социальной психологии. Так же, очевидно, что разделение сфер влияния этих различных факторов достаточно относительно и условно...»19.

В структуре общепсихологического подхода к социализации наиболее приметно на первый план выступает сфера вопросов, связанных с ролью конституциональных, психологических биологических факторов развития, с изучением сущности и механизмов самодетерминации, что не может рассматриваться вне контекста проблемы соотношения биологического и социального в происхождении становления личности. В ее разработке отечественная психология имеет глубокие традиции и немаловажные достижения, получившие очевидное признание в психологическом сообществе мирового масштаба. Эти традиции связываются, прежде всего, с именами Л.И. Божович20, Л.С.Выготского21, А.В. Петровского 22, Д. Б. Эльконина23 и многих других, плодотворно развивавших материалистические взгляды в руслах общей, возрастной и педагогической, медицинской и социальной психологии.

В частности, Л.С. Выготский последовательно выступал против абсолютизации как «внутренних», так и «внешних» факторов развития, рассматривая их в диалектическом взаимодействии и единстве. Этот принцип разборчиво сформулирован автором в понятии «социальная ситуация развития», под которой он подразумевал «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является классическим для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу». Понимание же им базисного механизма социализации (которую он называл культурным развитием) отражено в ставшем уже классической идее:  «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Оценивая научный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию,  Б.М. Величковский подчеркивали, что он указал «пути преодоления характерного для традиционных направлений психологии двухфакторного подхода к пониманию детерминации развития психики ребенка... впервые показал, что специфически человеческие формы психической жизни не могут быть выведены из одиночного или комбинированного действия факторов наследственности и среды, и что психическое развитие ребенка происходит в процессе его чувственной предметной деятельности, которую он осуществляет совместно с другими людьми»24. И далее Б.М.Величковский отмечает, что исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна показали, что «решающую роль в психическом развитии играет активное усвоение ребенком социального опыта, которое происходит в процессах общения с банком социального опыта, которое происходит в процессах общения с окружающими людьми и выполнения совместной с ними деятельности», и что «отношение ребенка к предметному миру всегда и особенно в младенчестве опосредовано его отношениями со взрослыми»25.

В приведенных цитатах следует подчеркнуть следующие моменты, имеющие принципиальное значение: процесс социализации совершается на основе постоянного преломления внешне-средовых влияний через внутренние условия, в роли которых выступают индивидные свойства. Под индивидными свойствами надо понимать не только наследственные, врожденные предпосылки, присущие человеку как природному существу (телесная конституция, тип высшей нервной деятельности, особенности первичной аффективности, темперамента и др.) и имеющие относительно автономное значение лишь в раннем младенчестве. В дальнейшем они все меньше и меньше выступают в «чистом» виде, но все же во многом определяют индивидуально-психологический облик ребенка, существуя уже как сложно трансформированные новообразования. Когда речь идет о тех этапах развития, где уже можно говорить о личности, то, соответственно, в роли такой совокупности условий выступает целостная личность, но опять же обладающая индивидуально неповторимыми свойствами, среди которых важная роль отводится уровню собственной психической активности, обеспечивающей процесс ее саморазвития.

Существенно расширяют представления о социализации основные позиции деятельностного подхода, придают ее пониманию более объективное содержание. Принцип деятельностного подхода к социализации наиболее отчетливо фокусируется в понятии «ведущая деятельность». Определяя ее психологическое содержание, А.Н. Леонтьев выделяет два основных ее признака: во-первых, в структуре ведущей деятельности происходят наиболее существенные изменения в психических процессах и психологических особенностях ребенка, и, во-вторых, качественные характеристики этих изменений связываются с конкретной возрастной стадией его развития. При этом другие виды деятельности, в которые включен ребенок, отнюдь не обесцениваются, однако им придается подчиненное, второстепенное значение. Ведущая же деятельность служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимого объема знаний и навыков, а также опосредствует взаимоотношения индивида с его окружением.

Эта идея получила широкое признание как в общей, так и в возрастной и педагогической психологии, чему немало способствовали работы Д.Б.Эльконина26, В.В. Давыдова27 и других отечественных психологов. Термин «ведущая деятельность» становится наиболее популярным в работах психолого-педагогической направленности, однако оборотной стороной этой популярности становится известная абсолютизация значения этого понятия в системе представлений о закономерностях развития не только психики, но и личности ребенка в целом. В этой связи А. В. Петровским уже с позиций социально-психологического подхода к проблеме понятие «ведущий тип деятельности» было подвергнуто аргументированной и конструктивной критике. Им, в частности, подчеркивается необходимость содержательного разграничения процесса психического развития ребенка, предполагающего, прежде всего, формирование перцептивных, мнемических и интеллектуальных образований, и процесса развития его личности, который имеет более масштабное значение и, как системное социальное качество, включает в свою структуру не только когнитивные, но и эмоционально-волевые, нравственные и мотивационные компоненты. И поэтому он обоснованно предостерегает, прежде всего, педагогов, от ориентации на «решающее значение для развития личности дошкольника или младшего школьника фиксированного для каждого возрастного этапа ведущего типа деятельности.

В свою очередь, А. В. Петровский на первый план выдвигает «принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности»28. То есть по существу предлагается различать значение собственно предметной деятельности, выступающей как основа и источник когнитивного развития ребенка (и в этом смысле правомерно говорить о «ведущей» для определенного возраста деятельности), и социальное значение деятельности как способа организации взаимодействия с окружающими и формирования соответствующей системы отношений. Такое понимание роли деятельности в процессе социализации представляется нам как наиболее адекватное реальности.

Информация о работе Формирования личности