Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:20, контрольная работа
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
1 Общение и его структура ………………………………………………………3
2 Функции и формы общения………………………………………………….....6
3 Культура, характеристика и классификация форм общения ………………. 8
Заключение ……………………………………………………………………... 11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Формы общения
и их особенности.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Общение и его структура ………………………………………………………3
2 Функции и формы общения…………………………………………………....
3 Культура, характеристика и классификация
форм общения ………………. 8
Заключение ……………………………………………………………………...
11
Список использованной
литературы…………………………………………...
1 Общение и его структура
Без общения не может существовать ни
отдельный человек, ни человеческое общество
как целое. Общение для человека - это его
среда обитания. Без общения невозможно
формирование личности человека, его воспитание,
интеллектуальное развитие, приспособление
к жизни. Общение необходимо людям, как
в процессе совместной трудовой деятельности,
так и для поддержания межличностных отношений,
отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального
и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное
качество всякого человека, данное от
природы, и непростое искусство, предполагающее
постоянное совершенствование.
Общение представляет собой процесс взаимодействия
личностей и социальных групп, в котором
происходит обмен деятельностью, информацией,
опытом, навыками и результатами деятельности.
Изучение процесса общения показало,
насколько это сложное, многообразное
явление и позволило выделить структуру
общения, состоящую из трех взаимосвязанных
сторон:
1. коммуникативной, которая проявляется
во взаимном обмене информацией между
партнерами по общению, передаче и приеме
знаний, мнений, чувств;
2. интерактивной, заключающейся в организации
межличностного взаимодействия, т. е. когда
участники общения обмениваются не только
знаниями, идеями, но и действиями;
3. перцептивной, которая проявляется через
восприятие, понимание и оценку людьми
друг друга.
В ходе общения человек стремится не просто
воспринять собеседника, а познать его,
понять логику его поступков и поведения.
Познание и понимание людьми других и
себя происходит в соответствии с психологическими
механизмами восприятия.
Идентификация – это уподобление
себя другому. Чтобы понять партнера по
общению, необходимо поставить себя на
его место, так как нельзя по-настоящему
понять человека, пока не побываешь в его
«шкуре». Данный механизм позволяет понять
ценности, привычки, поведение и нормы
другого человека.
Эмпатия (сопереживание) – это не
рациональное осмысление проблем другого
человека, а эмоциональный отклик, сочувствование,
сопереживание. Эмпатия основана на умении
правильно представлять, что происходит
внутри человека, что он переживает, как
оценивает события. Установлено, что способность
к проявлению эмпатии возрастает с приобретением
жизненного опыта. Пожилые люди, многое
повидавшие и испытавшие, лучше понимают
человека, попавшего в те или иные обстоятельства,
нежели молодые люди. Высшей формой эмпатии
является действенная, характеризующая
нравственную сущность человека.
Аттракция (привлекать, притягивать) представляет
собой форму познания другого человека,
основанную на возникновении к нему положительных
чувств: от симпатии до любви. Причиной
появления положительного эмоционального
отношения партнеров по общению нередко
бывает их внутреннее сходство.
Чтобы правильно понять партнера по общению,
важно знать его отношение к нам, как он
воспринимает и понимает нас. В этом случае
«работает» механизм, который в психологии
называют рефлексия.
Рефлексия (обращение назад) – это
способность человека представить, как
он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но и
знание того, как другой понимает нас:
наши умственные способности, индивидуально-личностные
особенности и эмоциональные реакции.
При этом наше внимание переносится с
партнера по общению на нас самих и происходит
как бы своеобразное удвоение зеркальных
отражений друг друга.
Понимание другого человека очень важно
для успешного общения с ним. Нередко нас
интересует, что заставляет собеседника
действовать так, а не иначе, т. е. каковы
причины его поступков. Ведь зная их, можно
спрогнозировать дальнейшее поведение
партнера по общению. Если бы человек всегда
располагал полной информацией об окружающих
людях, с которыми он вступает в общение,
то он мог бы безошибочно строить тактику
взаимодействия с ними. Но в повседневной
жизни мы, как правило, находимся в условиях
дефицита информации, не зная истинных
причин поведения другого человека. Это
незнание вынуждает нас приписывать другим
самые разнообразные причины их поведения
и поступков. В их основе лежит сходство
поведения собеседника с каким-то известным
образом или анализ наших собственных
причин, которые обнаруживаются в аналогичной
ситуации. Приписывание причин поведения
другому человеку называется каузальной
атрибуцией (то есть причина и придаю,
наделяю). Исследования показывают, что
у каждого человека есть привычные объяснения
чужого поведения. Одни люди всегда находят
виновника случившегося и приписывают
причину произошедшего конкретному человеку,
но не себе. Другие склонны все видеть
в обстоятельствах, а не искать виновника,
т. е. они привыкли к обстоятельственной
атрибуции. Третьи видят все через стимульную
атрибуцию, т. е. причина заложена в предмете.
Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней
и внешней атрибуцией. При изучении каузальной
атрибуции психологи установили интересные
закономерности. Так, причину успеха люди
обычно приписывают себе, а неудачи –
обстоятельствам. Оценка события будет
различны в случаях, когда человек был
участником или наблюдателем. Исследования
подтвердили, что ошибки атрибуции приводят
к предубеждениям при объяснении поведения
членов группы. Всегда оправдываются члены
своей группы: «Он ответил отказом, потому
что его вынудили обстоятельства». При
объяснении тех же действий членов других
групп люди говорят: «Он ответил отказом,
потому что думает только о себе». Положительное
поведение членов «чужой» (не своей) группы
чаще всего не замечается или рассматривается
как редкий, уникальный случай.
Примечательно, что знание закономерностей
и ошибок каузальной атрибуции помогает
сделать ее эффективной для налаживания
взаимодействия.
Стереотипизация в переводе с греческого
– твердый и отпечаток. Стереотип – это
устойчивый образ какого-либо явления
или человека, складывающийся в условиях
дефицита информации, другими словами,
штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация
может складываться в результате обобщения
личного опыта, к которому присоединяются
сведения, полученные из книг, кинофильмов.
Многие стереотипы передаются и развиваются
в соответствии с образами, заложенными
в наше сознание родителями.
Наиболее живучи, но не всегда верны этнические
стереотипы. Например, стереотипные представления
о вежливости и чопорности англичан, педантичности
немцев, эксцентричности итальянцев, «загадочности
славянской души». Ярче всего этнические
стереотипы проявляются в фольклоре, в
частности, в анекдотах. Популярны и стойки
профессиональные стереотипы. Не работая
в конкретных сферах, мы, не задумываясь,
говорим о точности математика, дисциплинированности
военного, о том, что все коммерсанты –
спекулянты, а чиновники – бюрократы.
Иными словами, каждая профессия имеет
свой штамп.
Стереотипное восприятие усиливается
за счет хорошего или плохого настроения,
самочувствия. Так, при плохом самочувствии
люди и события воспринимаются в более
негативном свете.
2 Функции и формы общения
Огромное значение
Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную
функцию. В общении вырабатываются правила
поведения, цели, средства, мотивы поведения,
усваиваются его нормы, оцениваются поступки,
складывается своеобразная иерархия ценностей.
Не удивительно, что именно в общении человек
познает и переживает свою значимость.
Общение регулирует уровень эмоциональной
напряженности, создает психологическую
разрядку и, в конечном счете, формирует
тот эмоциональный фон, на котором осуществляется
наша деятельность и который в немалой
степени определяет само мироощущение.
Эта функция общения в социальной психологии
получила название аффекно-коммуникативной.
В реальном общении все его функции органически
сливаются, независимо от его формы.
По своему назначению общение многофункционально.
В психологии выделяется пять основных
функций.
1 Прагматическая функция общения реализуется
при взаимодействии людей в процессе совместной
деятельности.
2 Формирующая функция проявляется в процессе
развития человека и становления его как
личности.
3 Функция подтверждения состоит в том,
что только в процессе общения с другими
мы можем понять, познать и утвердить себя
в собственных глазах. К знакам подтверждения
можно отнести знакомства, приветствия,
оказание знаков внимания.
4 Функция организации и поддержания межличностных
отношений. В ходе общения мы оцениваем
людей, устанавливаем эмоциональные отношения,
причем один и тот же человек в разных
ситуациях может вызвать различное отношение.
Эмоциональные межличностные отношения
встречаются в деловом общении и накладывают
на деловые отношения особый отпечаток.
5 Внутриличностная функция общения –
это диалог с самим собой. Благодаря этой
функции человек принимает решения и совершает
значимые поступки.
Кроме того, выделяются несколько видов
общения, среди которых можно отметить
следующие.
1. «Контакт масок». В процессе общения
нет стремления понять человека, не учитываются
его индивидуальные особенности, поэтому
данный вид общения принято называть формальным.
В ходе общения используется стандартный
набор масок, которые стали уже привычными
(строгость, вежливость, безразличие и
т. п.), а также соответствующий им набор
выражений лица и жестов. В ходе беседы
часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие
скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение. Данный вид общения
характеризуется «нужностью», т. е. человек
оценивает другого как нужный или ненужный
(мешающий) объект. Если человек нужен,
с ним активно вступают в контакт, мешает
– «отталкивают» резкими репликами. После
получения от партнера по общению желаемого
теряют дальнейший интерес к нему и, более
того, не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение. При таком
общении вместо понимания личности собеседника
обходятся знанием его социальной роли.
В жизни каждый из нас играет множество
ролей. Роль – это способ поведения, который
задается обществом, поэтому продавцу,
кассиру сберегательного банка не свойственно
вести себя как военачальнику. Бывает,
что в течение одного дня человеку приходится
«играть» несколько ролей: компетентный
специалист, коллега, руководитель, подчиненный,
пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена
и т. д.
4. Деловое общение. В этом виде общения
учитываются особенности личности, возраст,
настроения собеседника, но интересы дела
являются более важными.
5. Светское общение. Общение беспредметное,
люди говорят не то, что думают, а то, что
положено говорить в подобных случаях.
Вежливость, такт, одобрение, выражение
симпатий – основа данного вида общения.
Общение осуществляется при помощи вербальных
(словесных) и невербальных средств.
3 Культура, характеристика
и классификация форм
общения
В жизни человека практически нет периода,
когда он находится вне общения. Общение
классифицируется по содержанию, целям,
средствам, функциям, видам и формам. Специалисты
выделяют следующие формы общения.
Непосредственное общение является исторически
первой формой общения людей друг с другом.
Оно осуществляется с помощью органов,
данных человеку природой (голова, руки,
голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного
общения на более поздних этапах развития
цивилизации возникли различные формы
и виды общения. Например, опосредованное
общение, связанное с использованием специальных
средств и орудий (палка, след на земле
и т.п.), письменности, телевидения, радио,
телефона и более современных средств
для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение – это естественный
контакт «лицом к лицу», при котором информация
передается лично одним собеседником
другому по принципу: «ты – мне, я – тебе».
Косвенное общение предполагает участие
в процессе общения «посредника», через
которого передается информация.
Межличностное общение связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах.
Оно подразумевает знание индивидуальных
особенностей партнера и наличие совместного
опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Массовое общение – это множественные
связи и контакты незнакомых людей в обществе,
а также общение с помощью средств массовой
информации (телевидение, радио, журналы,
газеты и т. д.).
В психологии выделяют три основных типа
межличностного общения: императивное,
манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение – это авторитарная
(директивная) форма воздействия на партнера
по общению. Его основной целью является
подчинение одним из партнеров себе другого,
достижение контроля над его поведением,
мыслями, а также принуждение к определенным
действия и решениям. В данном случае партнер
по общению рассматривается как бездушный
объект воздействия, как механизм, которым
надо управлять; он выступает пассивной,
«страдательной» стороной. Особенность
императивного общения в том, что принуждение
партнера к чему-либо не скрывается. В
качестве средств влияния используются
приказы, указания, требования, угрозы,
предписания и т. п.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным.
Основной целью манипулятивного общения
является оказание воздействия на партнера
по общению, но при этом достижение своих
намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию
и императив объединяет стремление добиться
контроля в том, что при манипулятивном
типе партнер по общению не информирует
о своих истинных целях, цели скрываются
или подменяются другими. При манипулятивном
типе общения партнер не воспринимается
как целостная уникальная личность, он
является носителем определенных, «нужных»
манипулятору свойств и качеств. Например,
неважно, насколько добр человек, что его
доброту можно использовать в своих целях.
Однако нередко человек, выбравший в качестве
основного именно этот тип отношений с
другими, в конечном итоге сам становится
жертвой собственных манипуляций. Самого
себя он тоже воспринимает как фрагмент,
руководствуется ложными целями и переходит
на стереотипные формы поведения. Манипулятивное
отношение к другому приводит к нарушению
доверительных связей, построенных на
дружбе, любви, взаимной привязанности.
Императивная и манипулятивная формы
межличностного общения относятся к монологическому
общению. Человек, рассматривая другого
как объект своего воздействия, по сути,
общается сам с собой, со своими задачами
и целями. Он не видит истинного собеседника,
игнорирует его, то есть человек видит
вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение является альтернативной
императивному и манипулятивному типам
межличностного общения. Оно основано
на равноправии партнеров и позволяет
перейти от фиксированной на себе установки
к установке на собеседника, реального
партнера по общению.
Диалог возможет лишь в случае соблюдения
ряда правил взаимоотношений:
- психологический настрой на эмоциональное
состояние собеседника и собственное
психологическое состояние (общение по
принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом
чувств, желаний, физического состояния,
которые партнеры испытывают в данный
конкретный момент);
- доверие к намерениям партнера без оценки
его личности (принцип доверительности);
- восприятие партнера как равного, имеющего
право на собственное мнение и собственное
решение (принцип паритетности);
- общение должно быть направлено на общие
проблемы и нерешенные вопросы (принцип
проблематизации);
- разговор необходимо вести от своего
имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты;
следует выражать свои истинные чувства
и желания (принцип персонифицирования
общения).
Диалогическое общение предполагает
внимательное отношение к собеседнику,
к его вопросам.
Общения между людьми происходит в различных
формах, которые зависят от уровня общения,
его характера, цели. Типичными формами
межличностного общения являются анонимное,
функционально-ролевое, в котором особое
место занимают служебные отношения, неформальное
и интимно-семейное общение. Приведенная
классификация, конечно, условна. Она не
исчерпывает все возможные формы общения,
в которых может участвовать человек.
Анонимное общение
представляет собой взаимодействие между
незнакомыми или не связанными личными
отношениями людьми. Под ним понимают
любые временные связи между людьми, в
которых они выступают как граждане, жители
города или населенного пункта, пассажиры
поезда, самолета или городского транспорта,
зрители кинотеатра или спортивного матча,
посетители музея или выставки и т.п. Имеется
ввиду их предварительное и, как правило,
последующее незнакомство. Они встречаются,
вступают во взаимоотношения друг с другом
и расходятся. Они анонимны, безымянны
по отношению друг к другу.
Формально-ролевое
общение предполагает различной продолжительности
связи между людьми, которым присущи определенные
роли. Участники такого общения выполняют
определенные функции по отношению друг
к другу: покупатель – продавец, пассажир
– проводник, официант – клиент, врач
– больной и т.п. Служебные отношения тоже
носят функционально-ролевой характер,
но им присуща значительная длительность,
они, как правило, имеют большое значение
в жизни людей. Их участники знают друг
друга в большей или меньшей степени, по
крайней мере, как работников, членов одного
коллектива.
Неформальное
общение представляет собой всевозможные
личностные контакты за пределами официальных
отношений сослуживцев, членов каких-либо
организаций. Разумеется, неформальное
общение возможно и с товарищами по работе,
но лишь в том случае, если оно выходит
за рамки служебных отношений. Примерами
могут быть неслужебные контакты с товарищами
по работе, знакомыми, встречи с друзьями,
товарищами по спортивным и иным увлечениям
и т.п. Особая область неформального общения
– общение между близкими людьми или членами
семьи.
Заключение:
Общение становится возможным,
если люди, вступающие во взаимодействие,
могут оценить уровень
Список
использованной литературы
1. Андреева
Г. М. «Социальная психология» М: Аспект
Пресс, 2006г.
2.Леонтьев А. А. «Психология общения»
М: Смысл; Издательский центр «Академия»,
2005г.
3.Розанова В.А. «Психология управления»
М: Альфа - Пресс, 2008г.
4. Бабосов Е.М. «Конфликтология» Мн.:2002г.