Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 13:03, контрольная работа
Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.
С. В. Ковалев утверждает, что для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:
В. А. Сысенко подразделяет все относительно неблагополучные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные.
К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
К кризисным - такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.
Тактики разрешения супружеских конфликтов
Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В. А. Сысенко считает, что нужно:
Применительно к семейным конфликтам полезно прислушиваться к рекомендациям специалистов по конфликтологии и тренингам межличностного общения. Следует избегать деструктивных тактик (игнорирование, принижение личности партнера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными. Например, использовать в межличностных отношениях так называемое активное слушание — систему действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного им). Весьма актуальными в семейно-брачных отношениях является использование подчеркивания значимости партнера (высказываний, передающих партнеру сообщения о том, что его вклад ценят, его уважают, благодарны ему, восхищаются им), а такт же подчеркивания общности с партнером (высказывания, констатирующие сходство между говорящим и его партнером, общие черты, общность позиций, переживаний, опыта и др.).
Интересный подход к разрешению конфликтов демонстрирует американский семейный психотерапевт Дин Делис. По его мнению, конфликты, вызванные так называемым «дисбалансом объективных обстоятельств», поддаются коррекции легче всего. Под этим термином он понимает напряженные ситуации, поникающие в семьях, оказавшихся в стрессовых ситуациях, которые Д. Делис понимает в широком смысле. Сюда входят любые изменения, такие как переезд, рождение ребенка, свадьба, изменения профессионального статуса, авария, подростковый бунт и т. д. К тактикам разрешения дисбаланса объективных обстоятельств автор относит следующие: во-первых, следует винить ситуацию, а не друг друга (то есть необходимо осознать закономерность самих изменений в отношениях); во-вторых, следует сопереживать супругу (попытаться встать на его позицию и выразить понимание его сложностей); в-третьих, следует договариваться о восстановлении равновесия, избегая неопределенной искренности. Нужно составить конкретные и действенные краткосрочные и долгосрочные планы совместного изменения возникшей ситуации. Д. Делис считает, что всегда есть способ улучшения плохой ситуации, если партнеры берут на себя ответственность за нахождение наилучшего выхода и при этом используют тактику безобвинительного общения.
Задания
1.Вспомните конфликтную ситуацию на работе, на улице, в быту, свидетелем или участником которой вы являлись. Проанализируйте её по следующему плану:
1.Опишите субъектов конфликтной ситуации (между кем возникли противоречия, кто выступил в роли консультанта, примирителя, провокатора, невинной жертвы).
2. По какой формуле шло развитие конфликта?
3. Какие конфликтогены (слова, действия) применялись конфликтующими сторонами?
4. Подумайте, какой тип эскалации преобладал в данном конфликте? (непрерывная, вялая, крутая, волнообразная).
5.Можно ли было избежать столкновения и каким образом?
6. Какой формой завершился конфликт? (примирение, насилие, разъединение)
Конфликтоген 2 младшая сестра припомнила старшей, что это не первый случай, и начала угрожать, что всё расскажет маме
Конфликтоген 3 старшая сестра пригрозила, что если младшая расскажет маме и не помоет посуду, то та в свою очередь расскажет кто разбил мамину вазу.
Список используемой литературы
Информация о работе Формы проявления супружеских конфликтов и способы их регулирования