Франко
Базалья родился 11 марта 1924 года в Венеции
в состоятельной семье. У него было две
сестры Колуччи и Витторио. Окончив школу
в 1943 году, Базалья поступил на факультет
медицины и хирургии в Университете Падуи,
где вошёл в группу студентов-антифашистов.
После предательства одного из товарищей
был арестован и шесть месяцев до конца
войны провёл в тюрьме. Колуччи и Витторио
отмечают, что опыт заключения оставил
глубокий след в памяти будущего философа
и врача и был одной из немаловажных причин,
побудивших Базалье к борьбе за права
заключённых «медицинских тюрем», каковыми
в те времена являлись психиатрические клиники.
В 1949 году Базалья защитил диплом по медицине
и хирургии и поступил ассистентом в университетскую
клинику нервных и психических заболеваний
в Падуе, где пробыл до 1961 года. Здесь он
сталкивался с больными, страдающими от
таких психических расстройств, как шизофрения, навязчивое
состояние, ипохондрия, соматопсихическая
деперсонализация, депрессия, параноидный
синдром, анорексия и алкогольные расстройства.
Эти клинические наблюдения получили
отражение в научных работах и докладах
Базальи. Размышляя
о проблемах психиатрии, Базалья увлёкся
философией. Однажды он натолкнулся
на книгу Карла Ясперса «Общая психопатология»,
которая потрясла его до глубины души.
Излагаемая в книге теория строилась на
понятии «феноменов» — идеальных сущностей,
очищенных от эмоциональных и опытных
составляющих и отражающих объекты реального
мира и собственного «я» в сознании личности.
Феномены были неразрывно связаны с познающим
субъектом. Но и Ясперс отступал перед
«загадочным безумием», считая, что феноменологический
метод неприложим к психозу и неспособен
его прояснить. Так как Базалья искал новые
подходы для практикующих врачей-психиатров,
он не был удовлетворён такой трактовкой.
Серьёзное влияние на мировоззрение Базальи
оказали Мерло-Понти и Сартр — авторы, необычные
для круга чтения нейропсихиатра и явно
не вписывающиеся в традиции итальянского
университета той эпохи. Базалья также
изучал социологические и исторические
работы, написанные противниками психиатрических
учреждений Фуко и Гоффманом. Стремление Базальи
гуманизировать психиатрию привело его
к разработке собственной философской
теории на стыке антропофеноменологического
и психопатологического подходов к психике.
Она основывалась на феноменологическом
понимании безумия как противоречия между
личными желаниями биологического организма
и чуждыми идеями, силой навязываемыми
ему организмом социальным, то есть обществом.
Проблему прежних психиатрических учений
Базалья видел в отрыве личности от социума,
сведении причин безумия лишь к биологической
(как то было характерно для позитивистов)
или наоборот — исключительно социальной
составляющей (как то было характерно
для антипсихиатрии и неофрейдизма). Он
резко критиковал «позитивистскую медицину»
за то, что она ставила глухую стену между
«нормой» и «патологией» и утверждала,
что патология не объясняется с точки
зрения логики и разума. Базалья, напротив,
полагал, что безумие говорит своим языком —
языком сна, видения, интуиции и является,
таким образом, выражением бессознательного,
следствием неосуществлённых желаний.Рассматривая
больного как личность, нуждающуюся в
понимании специалиста, а не в навязанных
чужих взглядах, Базалья считал, что психотерапия
должна содействовать тому, чтобы пациент
пришёл к пониманию собственного отношения
с внешним миром и смог вернуться к возможности
взаимодействия с другими людьми. Базалья
ввёл понятие incontro — встречи между
пациентом и врачом,с момента понимания
врачом жизни и опыта пациента и возможных
причин его заболевания. Incontro и presenza (присутствие)
позволяли понять espressione (выражение),
индивидуальную манеру больного, которыми
он выражал своё отношение к окружающей
действительности. Этот подход использовал
понятия телесного опыта и телесного взаимодействия
между индивидумом и окружающим миром,
развитые Сартром и французскими философами.
Вслед за Минковским, Базалья предлагал
метод структурного анализа, использующий
вербальные особенности и жесты больного
для выявления нарушений, послуживших
причиной его расстройства.
Господствующим
воззрениям, Базалья противопоставил
три принципа, которые, по его мнению,
следовало положить в основу отношения
общества к психически больным это признание:
- Агрессии.
Принцип признания агрессии довольно
смело утверждал, что полностью исключить
агрессию из человеческого общения невозможно,
так как в некоторых случаях она представляет
собой «единственный возможный выход
из положения».
- Свободы. Второй
принцип предполагал, что психическим
больным должна быть предоставлена свобода,
равная свободе здоровых, при условии,
что ни та, ни другая сторона не имеют права
силой навязывать «свою свободу»
- Права на
общественную жизнь. Третьим принципом,
выдвинув положение «Страдание одного —
страдание всех», Базалья потребовал возвращения
больных в общество, восстановления их
социальных прав и статуса.
В 1952 году Ф. Базалья
получил диплом специалиста по нервным
и психическим заболеваниям. Год cпустя
женился на Франке Онгаро, позже у них родилось
двое детей. Франка была верной помощницей
в его деятельности, вплоть до того, что
специально отправилась в Великобританию
изучать опыт терапевтических коммун,
в дальнейшем использованный ими для преобразования
жизни клиники в Гориции. Базалья выдвинул
девиз: «От пессимизма теории — к оптимизму
практики». В основу своей клинической
практики он положил феноменологический
подход Гуссерля, и эта практика привела
его к представлению о безумии как о выражении
неосознанных человеческих потребностей
и косвенном акте протеста, адресованном
обществу, воспринимающему индивидуальные
различия как признак психических отклонений.
Для того что бы полностью и справедливо
разобраться в Законе 180, мы попытались
наиболее точно перевести данный закон.
Закон
Базальи (Закон 180) закон
о психиатрической помощи и
реформе в области психиатрии. Принят Парламентом Италии 13 мая 1978
года. Ознаменовал
широкомасштабную реформу
психиатрической системы в Италии, содержал указания
о закрытии всех психиатрических
больниц
и привёл к их замене целым рядом внутриобщественных
служб, включая службы по оказанию помощи
острым стационарным больным. Полная ликвидация
системы государственных психиатрических
больниц в Италии относится к 1998
году, когда была
завершена реализация закона о психиатрической
реформе. Закон 180 выдержал несколько попыток
внести в него поправки и остаётся основой
итальянской системы психиатрической
помощи. Закон оказал влияние на весь мир,
когда итальянская модель широко заимствовалась
другими странами. Целью Закона 180 было
создание децентрализованной общественной службы,
занимающейся профилактикой психических
расстройств, лечением и реабилитацией психически
больных и развитием комплексной помощи,
особенно через службы, не входящие в сеть
больничных учреждений. Закон 180/78 фактически
смог внести существенные изменения в
то, каким образом оказывают психиатрическую
помощь. Акцент сместился с защиты общества
в сторону большего соответствия потребностям
пациентов, которым оказывает помощь общественная
служба. Новые госпитализации в психиатрические
больницы старого образца немедленно
прекратились. Повторные госпитализации
требовалось прекратить до истечения
двух лет со вступления закона в силу.
Никого не возвращали в общество насильно.
Закон 180 был включён в новый Закон о национальном
здравоохранении, установивший районы
охвата обслуживанием для всех служб здравоохранения
и единую систему бюджетных ассигнований,
предотвращающую недостаточное финансирование
психиатрических служб, которые по сей
день остаются частью национальной системы
здравоохранения. Важнейшие положения
Закона заключались в следующем:
- Место оказания
психиатрической помощи надлежало перенести
из психиатрических больниц в общественные
центры психиатрической
помощи, впервые организованные по принципу
деления на округа или районы, чтобы обеспечить
связи и интеграцию со службами и общественными
ресурсами.
- Не должен
был разрешаться приём новых пациентов
в действующие психиатрические больницы.
Также запрещалось строительство новых
психиатрических больниц.
- В больницах
общего профиля должны были открыться
психиатрические отделения с ограниченным
количеством коек (не более 14—16).
- Недобровольные
госпитализации должны были являться
исключительными мерами вмешательства,
применяемыми лишь в случаях, когда амбулаторное
лечение отвергается пациентом и когда
в то же время невозможен доступ к соответствующим
общественным службам.
Закон 1978 года
предусматривает, что психически больные
могут госпитализироваться только
в психиатрические отделения
больниц, никакая иная госпитализация
(то есть в психиатрические больницы, которые
фактически были упразднены) не разрешается.
В каждом из 320 психиатрических отделений
больниц общего профиля имеется не более
16 коек. Недобровольная госпитализация
запрещена, пока не нарушен никакой закон;
срок пребывания в психиатрических отделениях
при обычных многопрофильных больницах
не превышает двух недель, по истечении
которых психиатрическое лечение проводят
в обществе. В основе Закона 180 лежат 3 важных
принципа:
- В Законе,
первая статья которого озаглавлена «Добровольное
и недобровольное лечение», рассматриваются
не дефиниции и классификации заболеваний,
а формы лечения и основания для него.
- Особое внимание
уделяется правам пациентов, гарантии
которых уже предоставлены на основании
писаной Конституции
Италии , но особенно
это касается личной свободы и права на
лечение. В контексте определения принудительного
лечения общего заболевания служб
в Законе 180 разъяснены условия, по которым
может проводиться принудительное лечение
тех, кто страдает психическим заболеванием,
и это единственная категория людей, в
отношении которой предусмотрено принудительное
лечение. Вместе с акцентом на лечении
здесь появляется важное различие — различие
между принудительным лечением в Италии
и принудительной госпитализацией в Англии и Уэльсе .
В Италии этический и юридический акцент
делается на лечении в обществе при поддержке
местного общественного
центра психиатрической
помощи ;Акцент сдвигается с поведения
лица, страдающего психическим заболеванием,
к значению оказания соответствующей
помощи .Прежний Закон, принятый в 1904 году,
санкционировал недобровольную госпитализацию
лиц в психиатрическую больницу на основании
их опасности, устанавливаемой врачом
или постановлением суда. В Законе 180 данное
понятие социальной опасности исключено.
Это привело, с одной стороны, к ограниченному
использованию общих местных ресурсов,
а с другой стороны — к развитие служб
экстренной психиатрической помощи в
больницах общего профиля. Крепет и Де
Плато высказывают мысль, что «два этих
негативных аспекта реформы — принудительное
лечение и психиатрическая помощь в больницах
общего профиля — в соответствии с Законом
были предназначены для перехода к ограниченным
и краткосрочным мерам вмешательства.
Заменив собой прежние меры, они практически
стали нормой».Между тем в период с момента
принятия Закона 180/1978 по 1986 год в Триесте
было выдано лишь 31 постановление о принудительном
лечении — в среднем меньше четырёх в год.
70 % из них выдал непосредственно местный общественный центр психиатрической помощи,
а 30 % — служба экстренной психиатрической
помощи Триеста. В 1993
году Бруно Норчо
отметил, что Закон является важным законом.
Он впервые установил, что психически
больных людей нужно лечить, а не изолировать,
что психиатрические больницы должны
прекратить существовать как места изоляции
и что психически больные люди должны
получить гражданские права и интегрироваться
в жизнь общества.В отчёте, подготовленном
по итогам Европейской конференции Всемирной
организации здравоохранения, отмечалось,
что после принятия Закона 180 у пациентов
появились более широкие возможности
принимать непосредственное участие в
жизни общества.По словам белорусского
психиатра Игоря Пономарёва, опыт Италии
бесценен, и система, которую более 30 лет
назад начали создавать Базалья и его
единомышленники, доказала свою состоятельность.
Тема реформ
Базальи нашла своё отражение и в художественных
фильмах, сюжеты которых далеки от психиатрии.
Например, в2003 году итальянский режиссёр Марко
Туллио Джордана снял фильм «Лучшие годы
молодости». Андрея Тарковский также снял
фильм «Ностальгия».В 2007 году Провинция
Венеция совместно с фондом некоммерческой
организации социального назначения «Франко
Базалья» учредили исследовательскую
премию, названную именем Франко Базальи.
Цель премии — поощрение оригинальных
исследований и публикаций, анализирующих
деятельность и наследие Базальи и освещающих
их в Италии и за её пределами. Премия также
призвана содействовать исследованиям,
связанным с работами Базальи и воспроизводящим
его методику в различных условиях. Сумма
премии составляет 20 тысяч евро.