Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:40, контрольная работа
За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, беспокойства или тревоги (anxiety), ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.
Введение 2
1. Термин «фрустрация» в психологии 3
1. Причины фрустрации (фрустраторы), типы фрустраторов 6
2. Толерантность и стрессоустойчивость 7
3. Формы фрустрации 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Содержание
Введение 2
1. Термин «фрустрация» в психологии 3
1. Причины фрустрации (фрустраторы), типы фрустраторов 6
2. Толерантность и стрессоустойчивость 7
3. Формы фрустрации 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
За последние годы в психологии уделялось
большое внимание изучению некоторых
ярко выраженных психических состоянии:
стресса, беспокойства или тревоги (anxiety),
ригидности (наклонности к персеверации)
и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные
исследователи по отношению к этим явлениям
часто избегают терминов «состояния»,
но фактически речь идет именно о состояниях,
которые при определенных условиях на
некоторое время откладывают отпечаток
на всю психическую жизнь или, если говорить
на языке биологии, являются целостными
реакциями организма в его активном приспособлении
к среде.
Проблема фрустрации ставится в плане
теоретического обсуждения и в еще большей
степени является предметом экспериментальных
исследований, проводимых над животными
и людьми (чаще над детьми). Актуальность
этой темы заключается в том, что, несмотря
на большое число опубликованных о фрустрации
работ, в этой теме еще много неясного.
Не случайно даже высказываются сомнения
в необходимости концепции фрустрации,
поскольку охватываемые ею явления разнообразны,
и их можно объяснить, не прибегая к данной
концепции. В данное работе мы рассмотрим
различные подходы к определению термина
«фрустрация», причины ее проявления,
типы и формы.
Существуют трудности и в понимании самого термина «фрустрация». Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя. Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы целесообразно, подобно тому, как отличают стресс - психическое состояние от стрессора - его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию - внешнюю причину и его воздействие на организм и личность. Хотя термин фрустратор в литературе мало употребляется, мы в дальнейшем изложении будем употреблять его, используя термин фрустрация - преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях и соответствует существу дела.
Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности. Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.
Согласно определению, которое дали Браун
и Фарбер, фрустрация - результат таких
условий, при которых ожидаемая реакция
или предупреждается, или затормаживается.
Лоусон, интерпретируя позицию данных
авторов, поясняет, что фрустрация - конфликт
между двумя тенденциями: той, которая
относится к типу связи «цель - реакция»,
и той, которая возникла под влиянием интерферирующих
условий. Браун и Фарбер делают акцент
на противоречиях, которые возникают при
действии фрустраторов, и именно этой
противоречивостью объясняют эмоциональность,
которой обычно отличаются реакции в этих
ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов
в стремлении различать внешнюю причину
и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз,
в противоположность Брауну и Фарберу,
рекомендуют называть фрустрацией лишь
факт (Event) помехи, изучая его влияние на
деятельность организма, но не приводят
в пользу такого словоупотребления сколько-либо
развитых обоснований. Исходя из понятия
фрустрации как психического состояния,
мы даем ей такое определение: фрустрация
- состояние человека, выражающееся в характерных
особенностях переживаний и поведения
и вызываемое объективно непреодолимыми
(или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели
или к решению задачи. В применении к животным
определение таково: фрустрация - состояние
животного, выражающееся в характерных
реакциях и вызываемое трудностями, которые
возникают на пути к удовлетворению биологических
потребностей. Необходимость двух определений
диктуется тем, что животное - биологическое
существо, а человек - общественное, и фрустрация
имеет разную значимость и разные причины
у человека и животного, хотя есть и много
общего в этом состоянии, как провоцируемом
«барьерами», которые блокируют деятельность.
Имеются попытки, возвести явление фрустрации
в ранг совершенно закономерных явлений,
необходимо возникающих в жизнедеятельности
организма и личности. Так, Майер считает,
что поведение животного или человека
зависит от двух потенциалов. К первому
из них относится «репертуар поведения»,
определяемый наследственностью, условиями
развития и жизненным опытом. Второй потенциал
составляют избирательные или отборочные
процессы и механизмы. Они, в свою очередь,
подразделяются на действующие при мотивированной
деятельности и возникающие при фрустрации.
Первые функционируют, когда деятельность
направлена на достижение цели на основе
соответствующих мотивов, одним из которых
(весьма важным) является удовлетворение
потребностей. В таких случаях поведение
всегда есть путь к решению задачи. Совсем
другие избирательные процессы и механизмы
имеют место при фрустрации: в то время
как мотивированное и целенаправленное
поведение отличается вариабельностью,
конструктивностью или зрелостью и «упражнениями
в свободе выбора», нецеленаправленное
поведение, характерное для фрустрации,
отличается чертами деструктивности,
ригидности и незрелости. Возникает сомнение
по поводу того, можно ли считать фрустрацию
ничем не мотивированной. Если под ней
понимать, как этого хотят, например, Чайльд
и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер или
обструкцию), то возможно одно из двух:
или этот барьер преодолевается, и в таком
случае поведение будет не просто мотивированным,
но и мотивированным разумно, или же барьер
вызывает нецелесообразное, а иногда и,
действительно, деструктивное поведение.
Но и тогда нельзя сказать, что поведение
ничем не мотивировано и никакой цели
не преследует. Уже одно то, что оно отнесено
к избирательным формам поведения, свидетельствует,
что в нем имеется своя мотивация.
Хотя концепция фрустрации используется
в арсенале фрейдизма нельзя считать ее
обязательно с ним связанной. Проблема
барьера, блокирующего деятельность, поставлена
Куртом Левиным без прямого влияния фрейдизма.
Многие психологи, проводящие большую
экспериментальную работу по фрустрации,
к фрейдистам совсем не относятся. В частности,
было бы нелепо подозревать в фрейдизме
исследователей фрустрации, проводящих
эксперименты на животных, - а таких много.
Обычно фрустрация изучается как реакция на те раздражители, или те ситуации, которые можно назвать фрустраторами. Если под реакцией понимать все то, что фрустратором провоцируется у животного или человека, в том числе и психическое состояние, то против этого возражать нельзя. Но говоря о фрустрации как реакции, зарубежные исследователи обычно имеют в виду выполняемые движения и действия, не учитывая того, что одни и те же движения и действия в психологическом смысле могут иметь различное значение. Характерно, что психологи, возражающие против изучения психических состояний при фрустрации, все-таки вынуждены говорить, о них, и даже тот же Лоусон в числе выделенных им «зависимых переменных» при фрустрации называет «изменения в воображении и эмоциональность». Психическое состояние, вызываемое фрустратором, несомненно, стоит в зависимости от типа этого фрустратора. С. Розенцвейг выделил три типа таких ситуаций.
Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность и др.
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:
На основе признаков толерантности, выделенных Л.В. Скворцовым, Д.В. Зиновьев выделяет типы толерантности:
Типы общественного сознания |
Типы толерантности |
Признаки толерантности |
Мифологическое |
«скрытая» толерантность |
«толерантность еще не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…» |
Религиозное |
«парадоксальная» толерантность |
«В структуре абсолютной веры, монотеизма
толерантность невозможна в принципе,
поскольку она разрушает |
Секулярное |
«социокультурная» толерантность |
«В секулярном обществе толерантность
становится реальностью в результате
признания как истинных универсальных
нравственных принципов. На данной основе
возможно уважение к иному, принятие
этнических и национальных особенностей,
различий в социальных воззрениях,
которые порождаются |
Стрессоустойчивость – это способность
противостоять сильным
Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:
Расширение и уточнение
Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
а) двигательное возбуждение
- бесцельные и неупорядоченные реакции;
б) апатия (в исследовании Р.
Баркера, Т. Дембо и Курта Левина один из детей в фрустрирующей ситуации
лег на пол и смотрел в потолок) представляет
тенденцию индивидуума не участвовать
в решении касающейся его проблемы. Таким
образом, развивается апатический подход
к ситуации. Реакция типа отказа является
наиболее неблагоприятным последствием
фрустрации. Ярош предлагает выделять
два типа отказа: отказ «с легким сердцем»,
когда человек относительно легко соглашается
с невозможностью справиться с ситуацией.
Такой отказ сопровождается одновременно
поиском других сфер деятельности, в этом
случае сохраняется значительная эффективность
адаптационных механизмов, умение переключаться,
сохраняя положительную мотивацию. Вторым видом отказа является отказ
с дезорганизацией поведения;
в) агрессия и деструкция. Формы агрессии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый, замаскированный характер. Агрессия, переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, поэтому она не является конструктивной формой поведения. Агрессия может быть направлена как на само препятствие, так и на совершенно другие заместительные объекты. Это обусловлено, как правило, большой опасностью, риском проявления агрессии к лицу, являющемуся виновником возникновения препятствия в удовлетворении стремления. Если таким человеком оказывается, например, начальник, то агрессия может переместиться на коллег, занимающих равное положение, подчиненных или на членов своей семьи;
г). стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения, которая выражается в повторении неэффективных способов поведения. Она может проявляться в безуспешном повторении одного и того же подхода в межличностных отношениях, повторения оказавшейся недейственной модели поведения. По сути дела, явление фиксации встречается в разных сферах жизни, например, у лиц, склонных к демонстративности в поведении, к псевдологии, которые, несмотря на неоднократную дискредитацию в отношениях с людьми, систематически повторяют применение одних и тех же нерезультативных приемов;