Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 01:30, реферат
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.
Введение
Эмоциональная сфера человека является
особым классом психических процессов
и состояний, которые отражают непосредственные
переживания индивида и воздействуют
на его поведение и деятельность. Особая
роль здесь отводится эмоциональным состояниям,
характеризующимся высоким эмоциональным
напряжением. К ним относится и состояние
стресса. В психологии стресс понимается
как состояние психического напряжения,
возникающее у человека в процессе деятельности
в наиболее сложных условиях, как в повседневной
жизни, так и при особых экстремальных
состояниях.
Стресс вызывают все серьезные события
жизни: свадьба и развод, рождение ребенка
и смерть прабабушки, переезд и смена работы...
Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось,
можно не придавать особого значения:
поспорили с коллегой, проиграла любимая
команда, автобусную остановку перенесли
дальше от дома...
Жители крупных городов сталкиваются
со стрессовыми ситуациями особенно часто.
Причины - интенсивный, напряженный ритм
жизни, большое количество окружающих
людей, многие из которых находятся в плохом
настроении (вспомните давку в транспорте),
зачастую - более ответственная и нервная,
чем у сельских жителей, работа.
Воздействие одной и той же стрессовой
ситуации на разных людей может быть совершенно
различным. Одного обокрали - он заработал
в два раза больше, другого обокрали - он
с горя запил и тоже совершил преступление.
Таким образом, стресс может оказывать
как положительное, так и отрицательное
влияние на деятельность человека, включая
даже полную ее дезорганизацию.
Задачей данной работы является последовательное
рассмотрение особенностей стрессового
состояния, динамики его развития, а также
влияния стресса на поведение человека,
в том числе и криминогенное влияние.
1. Понятие стресса
О стрессе говорят и пишут много, часто
противоречиво. Что же такое стресс? Немов
рассматривает стресс как разновидность
аффекта, определяя его как «состояние
чрезмерно сильного и продолжительного
психологического напряжения, которое
возникает у человека, когда его нервная
система получает эмоциональную перегрузку.
Стресс дезорганизует деятельность человека,
нарушает нормальный ход его поведения».[[1]]
Г. Селье, который ввел понятие стресса
в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование», состояние психического
напряжения, обусловленного выполнением
деятельности в особенно сложных условиях.[[2]]
Дословно это слово переводится как «напряжение»,
и довольно часто им обозначается широкий
круг состояний человека. Но это всегда
– напряжение всего организма человека,
отвечающего на воздействие различных
факторов, как физических, так и психологических.
Итак, понятием «стресс» охватывается
большое разнообразие психически крайне
напряженных состояний, вызванных различными
экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение
физиологических функций) и психологический
стресс.
Физиологический стресс вызывается непосредственным
действием неблагоприятного стимула на
организм. Например, мы погружаем руку
в ледяную воду и у нас возникают стереотипные
реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс как более сложное
интегративное состояние требует обязательного
анализа значимости ситуации с включением
интеллектуальных процессов и личностных
особенностей индивида.[[3]] Если при физиологическом
стрессе реакции индивида стереотипны,
то при психологическом — индивидуальны
и не всегда предсказуемы. Психологический
стресс может возникать не в силу объективных
характеристик ситуации, а в связи с субъективными
особенностями восприятия ее человеком.
Поэтому невозможно выделить универсальные
психологические стрессоры и универсальные
ситуации, вызывающие психологический
стресс в равной мере у всех людей. Например,
даже очень слабый раздражитель в определенных
условиях может играть роль психологического
стрессора или один, даже очень сильный
раздражитель, не может вызвать стресс
у всех без исключения людей, подвергшихся
его воздействию. Эти факторы весьма важны
при оценке эмоционального состояния
человека, особенно в судебно-следственной
практике.
Психологический стресс подразделяется
на информационный и эмоциональный. Информационный
стресс возникает в условиях оперативно-информационной
перегрузки человека при выполнении им
усложненных управленческих функций с
высокой степенью ответственности за
последствия принимаемых решений (например,
в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный
стресс возникает в экстремальных, крайне
опасных ситуациях (внезапное нападение,
стихийные разрушения, личностно значимые
«стратегические» конфликты).
Еще Селье введением понятий «эустресс»
и «дисстресс» дифференцировал понимание
стресса. Эустресс - положительные эмоциональные
реакции организма на предъявляемые к
нему требования, соответствующие его
ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые
состояния, характеризуемые отрицательными
переживаниями в силу недостатка имеющихся
ресурсов для реализации предъявляемых
требований. Но и в том и в другом случае,
каким бы стресс не был – положительным
или отрицательным, это всегда будет состояние
потери равновесия. Таким образом, можно
отметить, что стресс присущ самой нашей
жизни, он – неотъемлемый компонент существования.
Согласно ситуация стресса может стать
критической для субъекта лишь в том случае,
когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь)
удовлетворение потребности, подчинившей
себе все его существо, и при условии, что
он не предполагает возникновения каких-либо
препятствий во внешнем или внутреннем
мире и не предполагает необходимости
их преодолевать.
Внутренней необходимостью для субъекта
в данном случае является получение неотложного
(здесь-и-теперь) удовлетворения своей
потребности.
2. Психологические
признаки стресса
Психологические признаки, по которым
можно определить, что человек находится
в состоянии стресса:
Эмоциональные признаки, они проявляются
в беспокойстве, сниженном общем фоне
настроения, склонности к частым слезам,
вялости и апатии, повышенной утомляемости,
в безразличии к окружающим и близким,
своей собственной судьбе, повышенной
возбудимости, озабоченности, появлении
чувства беспомощности.
Депрессии. Обычно депрессия дает о себе
знать появлением необычной гневливости
и агрессивности, чувстве паники, постоянной
раздражительности и нервозности по незначащим
поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует,
что теряют контроль над некоторыми аспектами
своей жизни. Симптомы ухудшения физического
состояния организма и изменения поведения
могут усиливаться во много раз.
Дезорганизованность. Стресс поглощает
внимание и сводит до минимума способность
концентрировать свое внимание, появляется
ощущение потери контроля над собой и
ситуацией. Результатом этого могут быть
неряшливость, рассеянность или принятие
ошибочных решений.
Оборонительная позиция. Появление такого
сигнала отражает неадекватное требование
человека к себе «быть сильным». Он не
должен быть слабым, поддаваться влиянию
стресса. Иногда такая позиция – не более
чем игра на публику, а иногда – убеждение,
которое приводит к заниженной самооценке
и самобичеванию. Многие люди стараются
не поддаваться надвигающемуся стрессу.
В самых простых ситуациях они становятся
деспотичными, любое несогласие принимают
как попытку унизить их достоинство и
поколебать авторитет.
Несамостоятельность. Некоторые люди,
оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают
способность к выполнению своих функций.
Начинается процесс деградации: они хотели
бы остаться прежними – уверенными в себе
и дееспособными, поэтому боятся осознать
появление этого сигнала, а еще больше
опасаются, что их несамостоятельность
заметят окружающие. Чувство вины только
усиливает стресс.
Возникают трудности с принятием решения
и выполнением задуманного. Стресс обычно
означает потерю контроля, ограничение
выбора. В таких условиях очень трудно
принять решение, даже самое простое, а
главное – его исполнить.
Таким образом, можно увидеть, что стресс
оказывает серьезное влияние на физическое
и психическое здоровье человека.
3. Динамика развития
стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего
адаптационного синдрома были выделены
еще Селье.[[4]] За описанной динамикой уровня
активизации физиологических ресурсов
четко прослеживаются связи с перестройкой
функциональных систем обеспечения деятельности
и, соответственно, изменений типов поведенческой
активности. В общих чертах картина выглядит
следующим образом. Первая стадия, которая
называется стадия тревоги, характеризует
момент столкновения организма со стрессовым
воздействием. На этой стадии реакции
возникают практически мгновенно и связаны
с экстренной подготовкой к действиям
в новых условиях. Поскольку изначально
характер произошедшего не ясен, то в работу
включается заданный природой механизм
защитного реагирования "борьба или
бегство", требующий прежде всего мощной
активизации. За коротким периодом приостановки
текущей деятельности, который при чрезмерной
интенсивности стресс-фактора может привести
к шоку или даже летальному исходу, следует
бурный активности, сопровождающейся
сильными эмоциональными реакциями, которые
хорошо известны каждому из личного опыта:
перехватило дыхание, защемило сердце,
пересохло в горле, замер от страха, эти
первичные стрессовые реакции быстро
переходят в повышенное возбуждение, гнев,
ярость, волнение. На этой стадии резко
возрастает мобилизация защитных сил,
повышающих сопротивляемость организма.
Далее следует стадия резистентности,
или устойчивой сопротивляемости стрессу,
выражающаяся в стойком повышении уровня
адаптационных ресурсов. На этой стадии
помимо усиления мобилизации происходит
активизация функций внимания, памяти,
мыслительных процессов, что дает возможность
человеку найти адекватный способ преодоления
затруднений и перестроить свое поведение.
По сути дела, это стадия продуктивного
напряжения. Как только выход из сложной
ситуации найден, развитие стресса прекращается
и организм переходит на нормальный режим
функционирования.
Однако часто, несмотря на повышенную
мобилизацию ресурсов, человек не находит
позитивного разрешения ситуации, поиск
новой тактики и стратегии поведения затягивается.
В этом случае развивается дистресс, который
в обыденном сознании, собственно, и связывают
со стрессом. Для данного периода характерно
появление элементов дезорганизации целенаправленного
поведения: совершение случайных, необдуманных
действий и ошибок, неоправданный риск,
пассивное пережидание и др. Именно в этот
момент люди обращаются за помощью к окружающим.
Проблему на этой стадии часто может разрешить,
например, телефонный звонок, подсказка,
совет, просто участие.
Однако если затруднение по-прежнему не
преодолевается, стресс вступает в свою
третью стадию - истощение, когда возникают
серьезные нарушения биологической и
психологической адаптации. Данный этап
чреват возникновением болезней стресса,
причем затрагиваются и глубинные личностные
процессы, регулирующие поведение человека,
вследствие чего развиваются пограничные
состояния. К ним относятся в первую очередь
неврозы - обратимые состояния, связанные
с нарушением психологических, эмоциональных
и мотивационных компонентов деятельности.
Депрессия, агрессивность, тревога, фобии
и т.д. - все это укоренившиеся проявления
последствий стресса на психологическом
уровне, которые впоследствии могут перерасти
в тяжелые психические расстройства.
Человек, находящийся в состоянии стресса
на стадии истощения, в повседневной жизни
может долгое время производить впечатление
физически и психически здорового. Однако
что-то в характере подспудно меняется.
Прекрасный специалист вдруг становится
недееспособным (синдром "выгорания"),
добрый и мягкий человек превращается
в раздражительного и подозрительного
субъекта и т.д. В таких случаях обычно
говорят о сильных личностных деформациях.
Это типичный и весьма распространенный
вид нарушений, связанный, как правило,
с выполнением социально значимых функций,
профессиональной деятельностью, когда
человек буквально превращается в деспота.
Заболевание распространено среди врачей,
педагогов, продавцов, работников социальных
служб. Каждый из нас, вероятно, не раз
сталкивался с подобными персонажами:
учителем, который тиранит учеников, врачом,
который, похоже, ненавидит пациентов
и т.д. Причем в таких случаях страдают
не только окружающие, но и сама "зловредная
личность".
Подобные нарушения либо перерастают,
в конечном счете, в тяжелые психосоматические
клинические заболевания, либо толкают
своих жертв к аномальному, часто асоциальному
поведению: суициду, наркомании, пьянству.
В каждом конкретном случае можно проследить
цепочку нанизывающихся друг на друга
неразрешенных стрессовых ситуаций, которые
и приводят к столь плачевным результатам.
4. Влияние стресса
на поведение и деятельность человека
Мы уже отмечали, что объективными признаками,
по которым можно судить о стрессе, являются
его физиологические проявления (повышение
кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой
деятельности, мускульное напряжение,
изменение ритма дыхания и пр.) и психологические
(переживание тревоги, раздражительность,
ощущение беспокойства, усталость и пр.).
Но главным признаком стресса является
изменение функционального уровня деятельности,
что проявляется в ее напряжении.
Стресс дезорганизует деятельность человека,
его поведение, приводит к разнообразным
психоэмоциональным нарушениям (тревожность,
депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость,
упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение,
гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная
утомляемость и др.).[[5]] В результате человек
может мобилизовать свои силы или наоборот,
функциональный уровень понижается, и
это может способствовать дезорганизации
деятельности в целом.
При демобилизующем стрессе (дистрессе)
деформируются вся мотивационная сфера
личности и ее адаптивно-поведенческие
навыки, нарушается целесообразность
действий, ухудшаются речевые возможности.
Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные
возможности личности (такая разновидность
стресса называется австрессом).
Для юридической оценки поведения человека
в состоянии стресса следует иметь в виду,
что в состоянии австресса сознание человека
может и не сужаться – человек может быть
способным предельно мобилизовать свои
физические и психические возможности
для преодоления экстремального воздействия
разумными способами.
Человеческое поведение при стрессе не
низводится полностью на бессознательный
уровень. Его действия по устранению стрессора,
выбор орудий и способов действия, речевых
средств сохраняют социальную обусловленность.
Сужение сознания при аффекте и стрессе
не означает его полного расстройства.
Заключение
В психологии стресс понимается как состояние
психического напряжения, возникающее
у человека в процессе деятельности в
наиболее сложных условиях как в повседневной
жизни, так и при особых экстремальных
состояниях. Различаются физиологический
стресс (перенапряжение физиологических
функций) и психологический стресс.
Психологические признаки, по которым
можно определить, что человек находится
в состоянии стресса: депрессии, дезорганизованность,
несамостоятельность и др.
Три основные стадии в развитии общего
адаптационного синдрома были выделены
еще Селье. Первая стадия, которая называется
стадия тревоги, характеризует момент
столкновения организма со стрессовым
воздействием. Далее следует стадия резистентности,
или устойчивой сопротивляемости стрессу,
выражающаяся в стойком повышении уровня
адаптационных ресурсов. Затем стресс
вступает в свою третью стадию - истощение,
когда возникают серьезные нарушения
биологической и психологической адаптации.
Стресс дезорганизует деятельность человека,
его поведение, приводит к разнообразным
психоэмоциональным нарушениям, в результате
человек может мобилизовать свои силы
или наоборот, функциональный уровень
понижается, и это может способствовать
дезорганизации деятельности в целом.
Литература
1. Еникеев М.И. Юридическая психология.
- М., 1999.
2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая
психология. - Санкт-Петербург, 2003.
3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса
/ В мире науки 2004. № 4
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ,
2003.
5. Немов Р.С. Психология. Кн.1., - М., "Просвещение",
1994.
[1] Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994
[2] Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4
[3] Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 1999.
[4] Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4
[5] Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 1999.