Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия. Начиная с 70-х годов понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Файлы: 1 файл

Гендерная идентичность и права человека.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Вслед за М.Хорнер многие зарубежные исследователи считали  страх успеха чертой, изначально присущей женской природе, рассматривали его как глубинный психологический барьер, имеющий место в женской психике. Исследования в области гендерной психологи позволяют рассматривать феномен мотивации страха или избегания успеха как специфическое психологическое состояние, сопровождающееся внутренним конфликтом, которое возникает в определенных социальных условиях и жизненных ситуациях и может быть преодолено. Мотивационная гипотеза, то есть рассмотрение страха успеха как интрапсихической характеристики, уступила место когнитивной гипотезе, в рамках которой утверждается, что состояние избегания успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипов [26] . Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушают общепринятые полоролевые нормы. Успех в деловой сфере, особенно нетипичной для женщин, ассоциируются с нежелательными для женщины последствиями в личной жизни. Исследование страха успеха, проведенное отечественным психологом Г.В.Турецкой [27] , позволило прийти к следующим выводам:

-           центр тяжести этого феномена находится не во внутриличностной сфере, а вовне, в контексте отношений и культуры в целом;

-           страх успеха как социально-психологическое явление присущ нашей культуре;

-           удельный вес характеристик ранней социализации в раскрытии феномена страха успеха очень высок;

-           уровень проявления страха успеха зависит от степени эгалитарности взглядов, полотипичности выбранной сферы деловой активности и "населенности" этой сферы другими женщинами. 

Экзистенциально-гендерный  конфликт. Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождаемого гендерными представлениями о разной ценности и значимости профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Экзистенциальный конфликт инициирован противоречием, возникающим между утратой или переоценкой прежних основных смыслов, на основе которых выстраивалась жизнь личности, и несформированностью новых смысложизненных ориентаций. Экзистенциальный конфликт связан с переоценкой смысложизненных ориентаций, он затрагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями [28] . Типичными вариантами ответов мужчин и женщин на вопрос «Кто я?» являются такие, ответы: «Я - человек, утративший основной смысл жизни; Я – человек, потерявший опору под ногами». 

Экзистенциально-гендерный  конфликт могут переживать мужчины и женщины, смысложизненные ориентации которых базируются на исполнении традиционных половых ролей, другими словами, еслиіЫРТЭРпй смысл своей жизни женщина видит только в создании семьи для рождения и воспитания детей, а для мужчины основным смыслообразующим фактором его жизни является профессиональный успех и карьера.

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. “Шок отставки”, связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен, как “потеря главного смысла жизни”, а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрессового расстройства.

Женщины, реализуя “истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага”, часто переживают экзистенциальный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей собственной жизни.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской [29] , если человек выбирает самовыражение через выполнение долга, т.е. через самопожертвование, то происходит постепенная утрата своего “Я”, он оказывается в позиции, униженной и зависимой от других, и жизнь его часто кончается крахом, так как другие далеко не всегда отвечают взаимностью. Служение людям из чувства долга не сочетается с личностной самоактуализацией и самореализацией.

Экзистенциальный  конфликт, нарушая привычный ход  жизни, дезорганизуя или даже делая  невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наиболее существенных составляющих, переоценки своих жизненных  целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление конфликта является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

Итак, мы описали  особенности гендерных конфликтов личности как представителя определенного пола. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим желаниям и потребностям следует социокультурным предписаниям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям поведения в рамках мужской и женской роли. Степень подверженности этим предписаниям обусловлена условиями первичной и вторичной социализации и психологическими особенностями личности.

Человеку не всегда удается осознать те явления  дискриминации, которым он подвержен, и самостоятельно продуктивно разрешить  внутриличностные конфликты, порождаемые  дискриминационными практиками. Помочь ему в этом может взаимодействие с профессиональными психологами, как при индивидуальном психологическом консультировании, так и при участии в психологических тренингах.

Современными  исследователями социально-психологических  проблем личности отмечаются тенденции, связанные со значимостью проявления в личности субъектности и индивидуализации. Личность конструирует свою индивидуальность и свой социальный мир. Гендерных конфликтов может быть меньше, поскольку, как подчеркивается в работе Е.П. Белинской [30] : «На смену идее адаптации человека к жесткой социальной структуре приходит пафос конструирования им себя самого и социального мира».

 

 

[1] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. с. 8.

[2]  Marcia J. Identity in adolescence//Handbook of  adolescence psychology. N.Y., 1980. P. 159-187.  

[3] Waterman A. (ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.

[4]   Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. № 1. с.131-143.

[5] Цит. По:  Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. № 1. с.138.

[6] Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, Paris, 1982.

[7] Turner J. Social Categorization and Self-concept: A social cognitive theory of group beheviour//Advances in group processes. London, 1985. P. 77-121.

[8] Сушков, И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера//Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. с. 115-125.

[9] Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я); Пер. с англ./Ребер Артур. ООО «Издательство «Вече», 2001. с. 294.

[10] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

[11] Милюска Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле//Социология. Серия 11 РЖ, 1999. № 4. с. 102-114.

[12] Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М. Политиздат, 1990. с. 282.

[13] Там же с. 283.

[14] Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1 (А-О); Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. с. 110.

[15] Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. с. 330.

[16] Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы/Пер. с анг. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.

[17] Согласно Госкомстату, в структуре занятого населения среди руководителей органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий числится 5,3% мужчин и 3,2% женщин. В общей численности работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти РФ, женщины составляют 70,6%; мужчины – 29,4%. Высшие должности занимают 23,3% женщин и 76,7% мужчин [приводится по: Айвазова С.Г., 2003].

[18] Баллаева Е., Лунякова Л. Гендерное равенство в России: проблемы и пути их решения//Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 26 феврвля 2003 г./ Редакторы и составители: Е.А. Баллаева, Л.Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ,  2003. с. 9-19. с.14

[19] Turner J. Social Categorization and Self-concept: A social cognitive theory of group beheviour//Advances in group processes. London, 1985. P. 77-121.

[20] Bem S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review. 1981. N. 88, p.354-364.

[21] Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер. с англ. Т.К.Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. с. 45.

[22] Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. с. 80-88; Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4. 65-70.

[23] Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России 1995. № 3-4. с. 101-108.

[24] Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами//Семья и социальная структура/Отв. ред. М.С.Мацковский. М., 1987. с. 53-70.

[25] Horner M., Fleming J. The Motive to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992.

[26] Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. № 1. с.37- 46.

[27] Там же.

[28] Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. Гл. 18.

[29] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

[30] Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. с. 42-56. с.49.


Информация о работе Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект