Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:27, реферат
«Дочки и сыночки». Конспект родительского собрания по теме «Гендерное воспитание»
Дорогие коллеги, при составлении конспекта родительского собрания по теме «Гендерное воспитание», я воспользовалась статьями из Интернета и материалами различных авторов. Я не специалист по данному вопросу, и поэтому, выношу данный конспект на ваш дружеский суд.
Цель собрания:
повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Ход собрания:
Родился ребенок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям задают вопросы: «Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели? ». Они часто отвечают: «Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок». Действительно, рождение человека- это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой. Как надо воспитывать мальчика, на что больше обращать внимание в воспитании девочки? Почему девочки «капризульки» и «плаксы», а мальчики драчуны? А почему иногда бывает наоборот: девочка - забияка и грубиянка, а мальчик тихий, послушный, больше похожий на девочку. Что нужно делать, чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, а из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама? Эти вопросы в определенный момент возникают перед родителями.
Поэтому сегодня я хочу поговорить с вами, уважаемые папы и мамы, о гендерном воспитании. «Что же это такое и с чем его едят? » - спросите вы и будете правы. Обо всем по порядку. Начнем с самого определения.
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потеряли свою женственность.
Что же нам с вами необходимо для этого делать?
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Педагоги и специалисты создают условия для формирования психических функций (памяти, внимания, мышления) и реализации творческих способностей, а также для формирования полоролевых представлений. Предметно-развивающая среда в группе учитывает возраст, уровень развития детей, половой состав групп, способности, интересы, склонности воспитанников, гендерную социализацию. В детских садах с детьми регулярно проводятся праздники и развлечения, на которых дети расширяют и закрепляют знания и представления о полоролевом поведении. В групповых комнатах созданы уголки для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструкторами, так и для девочек (семья, салон красоты).
Показ слайдов из жизни в группе.
Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, когда дети еще не посещают детский сад, а значит – в семье. Дети, как правило, стараются быть похожими на своих родителей и копируют их модель поведения. Значит, для успешного воспитания ребенка в этой области, необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль.
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному.
Возможно, педагоги зря поднимают такую проблему? Давайте обсудим – как, по Вашему мнению, нужно ли гендерное воспитание?
Я хочу предложить Вам небольшую деловую игру «Ораторы – оппоненты – эксперты». Разделимся на группы (родители вытягивают картинки с рисунками девочек и мальчиков) .
Ораторы – люди, отстаивающие свою точку зрения. Приводят веские доводы, которые подтверждают их мнение. Это у нас будут родители, вытянувшие картинки с изображением девочек.
Оппоненты – группа, которая отстаивает противоположную точку зрения, даже если не согласны с ней. Им необходимо привести такие аргументы, которые не оставят сомнений в правоте именно их точки зрения. Ими у нас будут родители, вытянувшие картинки с изображением мальчиков.
Эксперты – выслушают и тех и других, могут согласиться и с той и с иной группой, а могут высказать и свое мнение. В роли экспертов у нас выступят психолог и воспитатели.
Для ораторов и оппонентов я хочу предложить для обсуждения такой вопрос: «Где нужно вести гендерное воспитание, в семье или детском саду? Постарайтесь обосновать свой ответ. Ораторы – приведите 5 причин, по которым такие вопросы стоит решать только в семье. Оппоненты – 5 причин, что ими стоит заниматься только в детском саду. Экспертам предлагается выслушать мнения обеих групп и вывести наиболее приемлемый, по их мнению, вариант.
Теперь давайте поменяемся ролями. Обсудим вопрос – важно ли для воспитания наличие двух родителей или достаточно одного?
А сейчас, уважа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37
Методическая разработка
по теме
«Гендерное воспитание дошкольников»
Воспитатель МБДОУ №37
Н.Ю. Телеш
ст. Новопокровс
1 слайд. Я Телеш Н.Ю.
Опыт моей работы «Гендерное воспитание дошкольников»
2 слайд
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я заметила, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, нерешительны, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Социальные изменения
привели к разрушению традиционных стереотипов
мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла
смещение половых ролей.
3 слайд
Цель:ЦЕЛЬ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ-
Формирование у ребёнка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения – «Я – девочка», «Я – мальчик».
4 слайд
Задачи:
Углублять знания о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Учить понимать качества, присущие разным полам: мужские – смелость, мужество, доброта; женские – заботливость, ласка, капризность.
Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.
Воспитывать интерес к окружающим людям.
Закладывать основы будущих социальных ролей.
5 слайд
Свою работу разбила на 4 этапа:
1.Подбор теоретического и практического материала.
2.Работа с родителями.
3.Построение развивающей среды в группе.
4.Работа с детьми.
На первом этапе мною был подобран теоретический и практический материал по данной теме и донесён до педагогов ДОУ. На педагогическом совете я провела консультацию по теме :
«Гендерное воспитание дошкольников».
6слайд
На втором этапе привлекла родителей к участию в педагогическом процессеДля полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мною проводились различные формы работы с родителями:
1.-Анкетирование родителей
2- Родительское собрание «Гендерное воспитание дошкольников»
3-консультации с презентациями
4-наглядная информация по таким темам: «Мир мальчиков и девочек» « как и во что играют мальчики и девочки»
На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе оформлена фотогазета «Моя дружная семейка». Проведена выставка творческих семейных работ среди родителей «Наши руки не знают скуки».
7 слайд
Третий этап – построение соответствующей развивающей среды. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
8слайд Внедрение гендерных
технологий в нашем ДОУ происходит:
- посредством народных сказок, пословиц, поговорок,
Сказки – сильное средство воспитания
любви к ближнему. В них отражены не только
требования народной морали, но ещё даны
образцы нравственного поведения. Доступны
и близки детям русские народные сказки.
9слайд В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
10 слайд -Мальчики любят
шумные игры наполненые
В игровых зонах своей группы я создала условия для сюжетно-ролевых игр, в которые играют мальчики «Строители», «Моряки», «Шофёры» и др.
11 слайд - Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы,Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
12 слайд- На четвёртом этапе, работа с детьми.
Гендерное воспитание проявляется в разных формах работы с детьми:
13 слайд- Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей помогает -игровая деятельность
14 слайд-Увлекательные игры
15 слайд -игры драматизации
Организация совместных игр, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
16 слайд Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
17 слайд Одним из приоритетных направлений является физическое развитие воспитанников на физкультурных занятиях Акцентрируется внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В нашей группе создан спортивный уголок в соответствии с потребностями мальчиков и девочек.
18 слайд-Праздники ,развлечения
19 слайд- режимные моменты
20 слайд-Участие в мероприятиях,организованых в группе
21 слайд СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, Надо помочь ребенку реализовать эти представления.Большую роль играет личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.-это участие родителей в спортивных развлечениях.
22 слайд-выставки поделок,
23 слайд- выставки
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я заметила, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, нерешительны, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли.
Кроме того, в процессе трудовой деятельности дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали нас».
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, это позволило мне сделать вывод о создании в ДОУ долгосрочного проекта по данной теме. Свою работу я разбила на четыре этапа.
На первом этапе мною был подобран теоретический и практический материал по данной теме и донесён до педагогов ДОУ. На педагогическом совете я провела консультацию по теме «Гендерное воспитание дошкольников».
На втором этапе привлекла родителей к участию в педагогическом процессе. С этой целью провела родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мир мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. На родительском собрании производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе оформлена фотогазета «Моя дружная семейка». Проведена выставка творческих семейных работ среди родителей «Наши руки не знают скуки».
Третий этап – построение соответствующей развивающей среды.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В своей группе я создала условия для сюжетно-ролевых игр, в которые играют мальчики «Строители», «Моряки», «Шофёры» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Дочки - матери», «Парикмахерская» и другие со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.
На заключительном, четвёртом этапе, работа с детьми.
Педагогический процесс выстроен таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности я использую дифференцированный подход. При организации и проведении НОД учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
1.Средства
2. Методы
3.Формы
Средства:
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические
беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
Формы:
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно – поисковая
Внедрение гендерных технологий в нашем
ДОУ происходит
посредством народных игр, сказок, пословиц,
поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости не возьмёшь крепости».
Охотно использую в образовательном
процессе игровое моделирование и прогнозирование
ситуаций. Прогнозирование – детям предлагаются
ситуации, в которых необходимо спрогнозировать
свои действия. Используется метод проблемной
ситуации «Прежде чем что-то делать, подумай:
кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо
вести себя мальчику (девочке), чтобы не
случилось неприятностей?»
Например: Даша и Соня не поделили игрушку.
Что может произойти, если никто не уступит?
Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает
проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется
право выбора. Например:
У Зарины именины, ты:
- даришь поделку, сделанную своими руками;
- даришь открытку;
- даришь свою любимую игрушку;
- никак не реагируешь.
Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Дети заболели», «День рождения», «Автобус», «Больница», «Магазин».
Игры – драматизации – «Теремок», «Репка», «Сказка на новый лад».
Информация о работе Гендерное воспитание девочек и мальчиков в ДОУ