Гендерные аспекты социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:02, контрольная работа

Описание работы

Важной составляющей в практике социального работника должна являться «гендерная чувствительность», основанная на принципах уважения прав личности.
Целью данной работы является анализ особенностей гендерных аспектов социальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Мужчины и женщины как объекты социальной работы…………………. 4
2 Национальный план гендерного равенства………………………………..7
3 Кризисные центры для женщин. Кризисные центры для мужчин……… 10
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список использованных источников………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

КОНТР Гендерные аспекты соц работы 20 вариант.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Мужчины и женщины  как объекты социальной работы………………….

4

2 Национальный план  гендерного равенства………………………………..

7

3 Кризисные центры  для женщин. Кризисные центры  для мужчин………

10

Заключение……………………………………………………………………..

15

Список использованных источников…………………………………………

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение и устойчивое развитие института  социальной работы в России объективно требует ее изучения в разных аспектах: историческом, философском, социологическом, психологическом, гендерном.

В социальной работе следует стремиться применять гендерный  подход, то есть в каждом конкретном случае иметь в виду, что специфика  переживания человеком трудной  жизненной ситуации зависит от его  пола, однако эта зависимость в большинстве случаев определяется не только и не столько биологически, сколько сопровождается мощным влиянием гендерных стереотипов.

Гендерная перспектива  должна учитываться в социальной работе не только с женщинами и  мужчинами среднего возраста, но и с различными группами населения, а именно с пожилыми людьми, с подростками и молодежью.

Важной составляющей в практике социального работника должна являться «гендерная чувствительность», основанная на принципах уважения прав личности.

Целью данной работы является анализ особенностей гендерных аспектов социальной работы.

 

 

 

 

 

1 Мужчины и  женщины как объекты социальной  работы

 

Социальная  работа, основанная на теории феминизма, отталкивается от представления, что  идеология, социальная структура и  поведение взаимосвязаны между собой. Например, если клиент стоит на позициях традиционных социальных ролей, то социальному работнику следует обозначить для клиента ценности патриархатной культуры и практики, а также ценности, основанные на принципах эгалитаризма.

Основными принципами социальной работы с женщинами являются:

- отношение к женщинам как к личностям, способным самостоятельно принимать решения, соблюдать принципы, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин;

- умение внимательно слушать женщину-клиента и дать возможность женщине самой определить пути решения проблемы;

- стараться найти коллективные решения проблем, которые женщине – клиенту кажутся индивидуальными;

- рассматривать проблемы конкретных женщин не изолированно от социальных ситуаций, признавая принцип: «личное есть политическое» на всех уровнях социальной практики.

Основными принципами социальной работы с мужчинами  являются:

- объяснение мужского властолюбия и стремления доминировать над социально-подчиненными и слабыми под воздействием гендерных стереотипов;

- учет факта различия мужчин между собой;

- признание того, что мужчины, как и женщины, могут нуждаться в помощи, сострадании и не знать путей выхода из сложных жизненных ситуаций;

- обращение внимания на сходство мужчин, олицетворяющих агрессию, и мужчин, хотя и не совершающих насильственных действий, но уверенных в справедливости социальных отношений, порождающих подобное поведение;

- поддержка предопределения мужественности, основанного на отношениях поддержки и равенства полов.1

Социальные  работники, распознавая различные  типы характеров и индивидуальность клиентов, должны развивать свой профессионализм, непосредственно связанный с  гендерной чувствительностью. Гендерная  чувствительность базируется не на гендерных  стереотипах, а на принципах эгалитаризма. Социальная политика и социальная работа направлены на достижение социальной справедливости и уменьшение неравенства, однако в некоторых случаях могут приводить к воспроизведению иерархичности между социальными группами. К примеру, высокий уровень бедности соответствует пожилым женщинам (По статистике продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин; уровень оплаты труда, а, следовательно, и пенсия ниже, чем мужская).

В свою очередь, мужчины вообще исключаются из числа  возможных клиентов социальной службы, хотя социально-психологическая помощь им зачастую просто необходима. Это и мужчины, переживающие разрыв отношений в результате развода, и те, кто вернулся из мест боевых действий в посттравматический период, мужчины, подвергшиеся насилию или демонстрирующие свое агрессивное поведение в отношении собственных жен или подруг, подростки, которые подвергаются наркотизации или втягиваются в экстремистские группировки, и многие другие.

В иных случаях  социальные работники, студенты и преподаватели социальной работы принимают как должное тот факт, что женщины в большинстве семей берут на себя обязательства по уходу за больными, инвалидами, детьми и престарелыми.

Так, например, в реабилитационных центрах для  детей-инвалидов появляются программы «Школа для мам», тем самым отцы, пусть немногочисленные, но все же представленные в числе клиентов службы, лишаются нового вида услуг. В учебной литературе проблема пожилых и инвалидов рассматривается безотносительно к нюансам гендерной идентичности различных групп клиентов.

Социальный  работник в медико-социальной реабилитации и социально-психологической поддержке  представителей старшего поколения должен тонко и деликатно относиться к интимным проблемам пожилых людей и к тем трудностям, которые приходится переживать мужчинам и женщинам в преклонном возрасте. К примеру, важным аспектом социальной работы является просвещение пациентов и членов их семей относительно самых распространенных заболеваний людей преклонного возраста (рака простаты у мужчин и рака груди у женщин), так как с этими заболеваниями связано много предрассудков из-за недостатка информации.

Просветительская  и коррекционная работа с юношами  и девушками, с детьми, демонстрирующими агрессивное и противоправное поведение, должна проводиться специалистом, обладающим гендерными знаниями.

Например, в  социальной работе с девочками-подростками  выделяют такие проблемы: подростковая беременность, несовершеннолетнее материнство, особенности сексуального поведения, риск распространения заболеваний, передающихся половым путем. Отличительной особенностью подростковой субкультуры становится «унисекс» (отождествление полов) - это более активное участие девочек-подростков в деятельности хулиганских и бандитских группировок.

В качестве примера  социальной работы с мальчиками-подростками предлагается открытие клубов по интересам: «Дискавери» (школа выживания). В таком объединении опытными специалистами предоставляются юношам услуги психологов, тренеров, педагогов.

Таким образом, важной составляющей в практике социального работника должна являться «гендерная чувствительность», основанная на принципах уважения прав личности.

 

2 Национальный  план гендерного равенства

 

Со времени  принятия Программы действий Международной  конференции женщин (Пекин, 1995 г.) комплексный гендерный подход воспринимается как составная и неотъемлемая часть политики равных прав и равных возможностей. В частности, Программа действий отмечает: «Правительства и другие участники государственно-общественной жизни должны благоприятствовать активной и зримой политике, имеющей целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства между полами во все политические стратегии и программы, анализируя, в случае необходимости, до принятия любого решения их возможные последствия соответственно для женщин и для мужчин».

После Пекина Российская Федерация предприняла ряд шагов, продемонстрировавших приверженность духу и букве Пекинской декларации и Платформе действий. На Международном  форуме «После Пекина: от слов к действию»  был отмечен значительный прогресс, достигнутый Россией в области развития национального механизма, высоко оценена политическая воля Российского государства в вопросах повышения статуса женщин, выразившаяся в принятии ряда указов Президента и постановлений Правительства. Хотя было отмечено, что Правительство еще не обеспечило ресурсами ни Концепцию улучшения положения женщин Российской Федерации (1996), ни Национальный план действий (1996-2000).2

В первые годы после  Пекина национальный механизм по гендерному равенству Российской Федерации включал в себя структуры исполнительной и законодательной власти. При Министерстве труда и социального развития РФ действовал круглый стол женских неправительственных организаций, который выполнял функцию переговорной площадки между правительством и женским движением - это необходимое условие для развития гендерной политики. Комиссия по вопросам улучшения положения женщин (1996) выполняла координирующую функцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации гендерной стратегии. Важным элементом национального механизма было проведение всероссийских конференций. Другими словами, национальный механизм по гендерному равенству соответствовал в целом духу и букве документов ООН. По мнению экспертов, он был в состоянии проводить общегосударственную гендерную политику.

Но затем  произошел отход. В 2000 г. была ликвидирована  Комиссия по вопросам женщин, семьи  и демографии при Президенте РФ. Второй Национальный план по улучшению  положения женщин не был реализован, следующий уже не принимался. «Гендерная стратегия РФ» не была принята, как и закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации».

В 2004 г. в ходе административной реформы национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин на федеральном уровне был ликвидирован как дублирующий функции других структур исполнительной власти. Интересно, что такое уже происходило в нашей стране. В 1929 г. при реформе аппарата ВКП(б) были упразднены женотделы, целью которых также было противодействие дискриминации женщин и установление равноправия.

Сегодня практически  все реальные достижения по реализации современной гендерной политики образца ООН на федеральном уровне упразднены. Причина этого - изменение политического курса, который декларировал в качестве цели завершение реформ, стабильность, безопасность, борьбу с терроризмом и коррупцией. Результатом стало ограничение деятельности организаций гражданского общества. Для женского движения как актора гендерной политики с особым статусом каналы политического влияния также перекрыты. Женское движение было вытеснено на поле социальной политики решать острые социальные проблемы женщин, детей и мужчин.

Общий тренд, который задают федеральные власти в решении гендерных проблем общества, - старая колея «государственной политики в отношении женщин». Этот вывод подтверждает «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» (2007) и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (2011), ужесточающий правила осуществления абортов. Данный законопроект - грубое вторжение в частную жизнь граждан с единственной целью повышения рождаемости любой ценой, которое нарушает репродуктивные права женщин и полностью противоречит взятым Российской Федерацией международным обязательствам.3

Политическое  руководство страны сегодня подходит к вопросу гендерного равенства  формально, как и в советские времена, не проявляет политической воли к его достижению, прежде всего потому, что это не входит в интересы элиты, а воспроизводство населения - входит. Поэтому российская гендерная политика находится в состоянии раздвоенности и все более принимает зримые черты государственной политики в отношении женщин советского образца. Деятельность одних структур государственной власти строится на реанимации традиционных социальных ролей мужчин и женщин, на идеализации традиционных властных отношений в семье и обществе. С другой стороны - в обществе существуют факторы, продвигающие гендерную политику, и существует запрос на нее со стороны представителей среднего класса, молодежи.4

 

 

3 Кризисные центры  для женщин. Кризисные центры  для мужчин

 

В основу организации Кризисного центра положена концепция разграничения различных кризисных состояний. Они определяют вид социальной помощи путем создания специализированного учреждения, где женщинам предоставляются социальные услуги на трех уровнях:

а) первичный прием по поводу кризисного состояния;

б) многопрофильная консультация;

в) реабилитация с целью окончательного выхода из кризиса.

Первый уровень Кризисного центра реализуется в двух формах: либо на основе организации «линии доверия», либо путем непосредственного контакта с пациентом. Первичный контакт с женщиной нацелен на то, чтобы снять психологическое напряжение, которое и является непосредственным поводом для обращения в Кризисный центр. При этом задача социального работника - выслушать клиентку, понять ее проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, а при необходимости направить на консультацию. Такая форма общения для женщин важна, прежде всего, эмоционально, так как она часто изолирована и оказывается один на один с обострившимися житейскими проблемами.

Информация о работе Гендерные аспекты социальной работы