Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:47, практическая работа
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения».
- Введение
1. Понятие психогенетики
2. Понятие генетической психофизиологии
3. Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика»)
4. Возрастные аспекты генетической психофизиологии
5. Вывод
Днепропетровская филия высшего учебного заведения «Открытый международный университет развития человека «Украина»
Индекс группы У – Б1Пс 09/13
Практическая работа
по предмету «Генетика»___
на тему «Генетическая психофизиология»__________
Ф.И.О преподавателя __Галаган __________
Татьяна Васильевна______
г. Дн – вск
2013 г.
Содержание:
- Введение
Введение
Генетическая психофизиология — новая область исследований, сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной психофизиологии.
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения».
Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:
Психогенетика — наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее — дифференциальной психологии),предметом исследования которой является соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.
Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики — взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики.
Основными методами психогенетики являются:
Он является одним из наиболее информативных. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
Анализ наследуемости нормальных психологических признаков — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
Методы
предполагают обязательную статистическую
обработку, специфическую для каждого
метода. Наиболее информативные способы
математического анализа
Психофизиология (psychophysiology) П. - это наука, изучающая умственные или эмоциональные процессы в том виде, в каком они обнаруживают себя в непроизвольных физиолог. реакциях, к-рые можно наблюдать у неповрежденного организма.
Психофизиологическая индивидуальность формируется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обычно считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение одного и того же признака в разные функциональные системы может менять соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».
Онтогенетика - раздел генетики, изучающий генетические основы индивидуального развития организма, роль генотипа в общей системе онтогенеза.
Относительно новая область психогенетики. Основные представления об индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» и «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и психического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифичес-кой генетической программы и индивидуальные траектории развития как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой.
Основные направления
психогенетических
Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.
Роль наследственности в манифестации некоторых форм дизонтогенеза. Рассматриваются только те варианты его, которые не предполагают снижения общего интеллектуального уровня и, следовательно, не препятствуют, например, обучению в массовой школе.
При анализе роли генотипа в формировании биоэлектрической активности мозга отмечалось, что в целом ряде случаев в исследованиях принимали участие близнецы разного возраста, причем возрастной разброс иногда оказывался весьма значительным. На первых поpax возрастным различиям не придавалось особого значения. Априори 1 подразумевалось, что «генетическое» значит стабильное, неизменяющееся, поэтому возраст не является переменной, которую надо учитывать при оценке генетической детерминации психофизиологических признаков.
В настоящее время эта позиция уступила место другой: поскольку генетическая программа развития реализуется непрерывно, постольку признак, изменяясь в ходе развития, испытывает на себе влияния генотипа и среды, соотношения которых могут существенно меняться при переходе с одной стадии развития на другую. Такая логика хорошо согласуется с существующими в настоящее время представлениями о возрастной динамике созревания ЭЭГ и ВП. Основные тенденции в формировании электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП)
Возрастные изменения ЭЭГ и ВП:
Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охватывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
На основании многих наблюдений выделены признаки, по которым можно судить о зрелости биоэлектрической активности головного мозга.
В их число входят:
Психофизиология является одной из составляющих психогенетики, которая изучает умственные и эмоциональные процессы человека. Даёт понять, как «работает» его организм, реагируя на раздражители вокруг. Как сменяются его эмоции и по какой причине, а так же – как на это всё «смотрит» мозг.
Психогенетика имеет другое, полностью характеризующее её название – генетика поведения.
Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены.
Так же в психогенетике существует еще один раздел, который мы немного рассматрели – это онтогенетика.
Онтогенетика является одним из новых разделов и изучает генетические основы индивидуального развития организма.
Делая заключения по теме, можно отметить, что генетическая психофизиология, которая входит в состав психогенетики, изучает и делает оценку умственным и эмоциональным способностям человека, реакции неповрежденного организма, а так же сопоставления одних результатов наблюдения с другими.
Делает специальную
Существуют так же отрасли психофизиологии, такие как:
Список литературы: