Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:06, реферат
Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке, получил образование в Гротонской школе в Гарвардском колледже, в 1915 году став бакалавром истории. Закончив Гарвард, он поступил в Колумбийский медико-хирургический колледж, который закончил в 1919 году первым в классе учеником. В 1920 году в Колумбии он получил степень магистра биологии, и некоторое время преподавал в Гарвардском университете физиологию, вслед за чем прошел двухгодичную интернатуру по хирургии в Пресвитерианском госпитале в Нью-Йорке. Затем он вошел в штат Рокфеллеровского института медицинских исследований в Нью-Йорке, где в течение двух лет участвовал в качестве ассистента в эмбриологических исследованиях.
Глава 1. Биография Г. Мюррея
Годы учебы
Работа в Гарварде
Служба в армии
Развитие собственных теоретических воззрений
Глава 2. Персонологическая теория личности Г. Мюррея
2.1. Термин «персонология». Значение понятия «личность»
2.2. Понятия: «Оно», «Я», «Сверх-я»
2.3. Потребность как основа поведения личности
2.4. Классификация потребностей
2.5. Введение термина «пресс»
Заключение
Министерство образования и науки
ФГБОУ «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра общей психологии
Реферат на тему:
Генри Мюррей и его персонологическая теория личности.
Глава 1. Биография Г. Мюррея
Глава 2. Персонологическая теория личности Г. Мюррея
2.1. Термин «персонология». Значение понятия «личность»
2.2. Понятия: «Оно», «Я», «Сверх-я»
2.3. Потребность как основа поведения личности
2.4. Классификация потребностей
2.5. Введение термина «пресс»
Заключение
1.1. Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке, получил образование в Гротонской школе в Гарвардском колледже, в 1915 году став бакалавром истории. Закончив Гарвард, он поступил в Колумбийский медико-хирургический колледж, который закончил в 1919 году первым в классе учеником. В 1920 году в Колумбии он получил степень магистра биологии, и некоторое время преподавал в Гарвардском университете физиологию, вслед за чем прошел двухгодичную интернатуру по хирургии в Пресвитерианском госпитале в Нью-Йорке. Затем он вошел в штат Рокфеллеровского института медицинских исследований в Нью-Йорке, где в течение двух лет участвовал в качестве ассистента в эмбриологических исследованиях. Вслед за тем настал период учебы в Кембриджском университете, где в 1927 году он получил степень доктора биохимии за исследования в этой области. Именно во время обучения в Европе он заинтересовался психологией, и интерес этот укрепился во время визита в Цюрих к Карлу Юнгу, о котором он писал: "Первый совершенный, планетарный ум из всех, кого я встречал".1
1.2. Итак, глубоко заинтересовавшись психологией, Мюррей вернулся в свою страну, в Рокфеллеровский институт, где работал еще год, пока в 1927 году не принял приглашение на пост преподавателя психологии Гарвардского университета. Этот выбор в качестве преподавателя необычного человека, не имеющего психологического образования, со стороны именитого академического департамента был организован Мортоном Принсом (Prince, М.), только что основавшим Гарвардскую психологическую клинику. Принс, в поисках молодого перспективного ученого, которому можно было бы доверить будущее клиники, обратился к Мюррею. В 1928 году Мюррей стал ассистент-профессором и директором Психологической клиники, в 1937 году – адъюнкт-профессором.
В течение примерно пятнадцати
лет, пока это не было прервано войной,
Гарвардская психологическая
1.3. Эта эра подошла к концу в 1943 г., когда Мюррей оставил Гарвард, с тем, чтобы вступить в армейский медицинский корпус, где в звании майора, а затем подполковника организовал и руководил службой экспертизы для Управления стратегических служб. Его служба получила трудное задание подбора кандидатов для выполнения сложных, секретных и опасных миссий. Итоги деятельности этой группы нашли отражение в книге "Assessment of Men" (1948). В 1946 году за свою работу в вооруженных силах он был награжден орденом "За заслуги". В 1947 году он вернулся в Гарвард на временную работу в качестве преподавателя клинической психологии в только что сформированном департаменте социальных отношений и в 1950 году стал профессором клинической психологии. В 1949 году он организовал отделение клинической психологии при Гарвардском университете и там вместе с несколькими коллегами и студентами – выпускниками осуществлял исследования личности, включая анализ 88 подробных историй болезни. В 1962 году Мюррей стал почетным профессором. Он был отмечен наградой Американской психологической ассоциации "За выдающиеся научные достижения", Золотой медалью Американского психологического фонда за вклад в психологию.3
1.4. Помимо пересмотра и развития собственных теоретических воззрений, Мюррей обращался к более широким проблемам современности, включая отмену войн и создание единого всемирного государства (1960а, 1961, 1962b). Мюррей считал – и был убежденным сторонником этой идеи – что творчество и разум способны разрешить любые проблемы, стоящие на пути человека. Он резко критиковал психологию за создание негативного образа человека и за ее "злокачественный нарциссизм".
2.1. Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он пони-
мал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть причины индивидуальных различий в поведении людей.
В начале своей научной карьеры он был под большим влиянием теорий
З.Фрейда и К. Юнга. Главный вклад Г.Мюррея в исследование личности связан с изучением ее мотивационной сферы. Личность он рассматривал как организующую и управляющую силу. Ее назначение в том, чтобы интегрировать конфликты и побуждения, удовлетворять потребности и строить планы на будущее.
2.2. Г. Мюррей заимствует из психоанализа понятия Оно, Я и Сверх-Я, но содержательно рассматривает их несколько иначе. Оно, по мнению Г.Мюррея, является вместилищем примитивных и неприемлемых импульсов, но может включать и социально одобряемые импульсы. Сила Оно у различных индивидов неодинакова, поэтому управлять им разным людям легче или труднее. Функция Я состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные импульсы Оно, но и организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются.
Сверх-Я в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры. Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны
родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием других представителей социума (ровесники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи). Со Сверх-Я тесно связано идеальное Я – идеализированный образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх-Я. Например, для какого-нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды. Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами.4
2.3. Потребность Г.Мюррей определял как теоретический конструкт, который используется для обозначения силы, организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.
Он составил список из 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), который включает как витальные, так и социогенные потребности. Для их диагностики он разработал проективную методику "Тематической апперцепции тест" (ТАТ), который применяется во всех странах. При его выполнении испытуемому дают разнообразные картинки с неопределенным содержанием, и просят составить рассказы с опорой на них. Предполагается, что испытуемый будет проецировать свои потребности на героев своего рассказа.5
2.4. Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.
2.5. Наряду с понятием потребности, Г.Мюррей ввел понятие пресса, под которым он понимал характеристику или свойство объекта, среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. Он выделял два вида прессов: альфа-пресс – объективное влияние со стороны других людей или среды; бета-пресс – интерпретация субъектом чьего-то поведения или чувств. Прессы вносят свой вклад в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться на определенной девушке. В качестве позитивного альфа-пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного альфа-пресса – неодобрение со стороны его родителей. В качестве негативного бета-пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.
Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять на поведение человека. К ним он отнес следующие факторы: отсутствие семейной поддержки, отсутствие или болезнь кого-нибудь из родителей, их смерть, бедность, бытовая неустроенность и т.п.(4)
Заключение
Воззрения Мюррея оказались полезны не только для его учеников, но и для многих других исследователей и клиницистов, интересующихся проблемами психологии личности. Широкое применение нашли предложенные им представления о потребности и прессе, особенно среди клиницистов и исследователей, пользующихся тестом тематической апперцепции. Для современных разработок его труды имеют большое значение в методическом и содержательном плане. Помимо личного вклада Мюррея, не менее важной была его способность заинтересовать, взволновать, вдохновить учеников и коллег. Его энтузиазм и убежденность, переданные ученикам, без сомнения в значительной степени определили их роль в развитии психологии личности.
Список литературы:
1.[http://psylib.org.ua/]
2.[http://ru.wikipedia.org/]
3.[http://window.edu.ru/]
4.[http://www.pslifes.ru/ ]
1 http://psylib.org.ua/
2 http://ru.wikipedia.org/
3 http://psylib.org.ua/
4 http://window.edu.ru/
5 http://ru.wikipedia.org/
6 http://www.pslifes.ru/
Информация о работе Генри Мюррей и его персонологическая теория личности