Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:26, реферат
Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А.И. Герцена. Идеи, развитые А.И. Герценом в замечательной книге «Письма об изучении природы», отличаются, прежде всего, диалектикой. Прекрасно владея диалектическим методом, А.И. Герцену удалось установить: единство философии и частных наук, единство эмпирического и рационального в познании, единство бытия и сознания, единство природного и исторического, единство чувственного и логического. Человек рассматривался А.И. Герценом как часть природы, а его сознание - продуктом исторического развития.
Герцен как
психолог-система взглядов и идей.
Важную веху в истории русской психологии
составили философско-психологические
воззрения А.И. Герцена. Идеи, развитые
А.И. Герценом в замечательной книге «Письма
об изучении природы», отличаются, прежде
всего, диалектикой. Прекрасно владея
диалектическим методом, А.И. Герцену удалось
установить: единство философии и частных
наук, единство эмпирического и рационального
в познании, единство бытия и сознания,
единство природного и исторического,
единство чувственного и логического.
Человек рассматривался А.И. Герценом
как часть природы, а его сознание - продуктом
исторического развития. «История мышления,
- писал А.И. Герцен, - продолжение истории
природы: ни человечества, ни природу нельзя
понять мимо исторического развития»
. В человеке А.И. Герцен видел ту грань,
с которой начинается переход от естествознания
к истории. В отзыве о лекциях С.Ф. Рулье
А.И. Герцен подчеркивал: «Животная психология
должна завершить, увенчать сравнительную
анатомию и физиологию; она должна представить
до человеческую феноменологию развертывающегося
сознания; ее конец - при начале психологии
человека, в которую она вливается как
венозная кровь в легкие, для того, чтобы
одухотвориться и сделаться алою кровью,
текущею в артериях истории».
Общие взгляды А.И. Герцена на психологию
делают ее наукой, предметом которой должно
стать соотношение нравственной и физической
сторон в человеке. Психология, опираясь
на физиологию, должна идти от нее в сторону
истории и философии.
Сознание, мышление человека - это продукт
высшего развития материи. А.И. Герцен
указывал: «... мышление так же естественно,
как протяжение, так же степень развития,
как механизм, химизм, органика - только
высшая» Материальную основу сознания
составляют физиологические функции мозга,
а предметным содержанием сознания является
объективный мир. «Человеческое сознание
без природы, - отмечал А.И. Герцен, - мысль,
не имеющая мозга, который бы думал ее,
ни предмета, который бы возбудил ее» Пытаясь
нащупать диалектику связи ощущения и
мышления, он критикует метафизический
«робкий» материализм Д. Локка, остановившегося
на полпути и не дошедшего до «исторического
понимания прошлых моментов мышления»
В адрес Д. Локка, признававшего рефлексивный
источник познания и в то же самое время
доказывавшего, что в сознании нет ничего,
что не прошло бы через чувства, А.И. Герцен
указывал: «Без опыта нет сознания, без
сознания нет опыта, ибо кто же свидетельствует
о нем?» Связующим звеном мышления и ощущения
является, по А.И. Герцену, практическая
деятельность, которая у него еще не выступала
как критерий истины.
А.И. Герцен весьма положительно относился
к провозглашенному Ф.Бэконом эмпирическому,
опытному и экспериментальному способу
получения знаний. Это проявляется в той
высокой оценке, которую он дал индуктивному
методу Ф. Бэкона – первому проповеднику
опыта и эксперимента в науке. Вместе с
этим А.И. Герцен был далек от односторонности
бэконовского эмпиризма. Он считал необходимым,
чтобы эмпирия обязательно проникалась
и предварялась теорией и умозрением
4. Вывод.
Александр Иванович Герцен создал оригинальную
материалистическую и атеистическую концепцию,
в которой использовал переработанную
диалектику Гегеля, названную им "алгеброй
революции". "Реалистическая" научная
теория, согласно Герцену, необходима
для обоснования будущего социального
переворота. Поражение революции 1848-1849
явилось основой духовной драмы Герцена,
разрешением которой стала его концепция
"русского", крестьянского социализма.
Взгляды Герцена нельзя отождествлять
с классическим материализмом, согласно
которому психические процессы пассивны
и всецело зависят от материальных процессов.
Его учение сводится к следующему:
Ошибка идеализма «Идеализм высокомерно
думал, что ему стоит сказать какую-нибудь
презрительную фразу об эмпирии, - и она
рассеется, как прах.» Высшие натуры метафизиков
ошиблись: они не поняли, что в основе эмпирии
положено широкое начало, которое трудно
пошатнуть идеализмом. Эмпирики поняли,
что существование предмета - не шутка;
что взаимодействие чувств и предмета
не есть обман; что предметы, нас окружающие,
не могут не быть истинными потому уже,
что они существуют; они обернулись с доверием
к тому, что есть вместо отыскивания того,
что должно быть, но чего, странная вещь,
нигде нет!"
Информация о работе Герцен как психолог-система взглядов и идей