Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Цель: Изучить гештальтпсихологию как направление в психологии.
Задачи:
1 Рассмотреть гештальтпсихологию.
2 Описать природу научного переворота.
3 Разобрать гештальт – терапию.
4 Ознакомиться с терапией – Перзла.
5 Исследовать продуктивное мышление человека.

Файлы: 1 файл

Гештальт.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

Осознание и сосредоточенность  на настоящем: Важным для гештальттерапии является концентрация на настоящем моменте. Человек должен осознавать себя в данную минуту, чтобы своевременно удовлетворять свои потребности. Осознание разделяется на внешнюю, среднюю и внутреннюю зону. Внутренняя зона осознания - это те процессы, которые происходят в нашем теле, внешняя зона, соответственно, явления, происходящие в окружающей среде. Осознаваемая информация не анализируется человеком и никак не расшифровывается, она просто принимается как факт. Средняя зона - зона фантазии. В эту зону осознания входят мечты, убеждения и другие мыслительные процессы. По утверждению гештальттерапии, зацикленность на средней зоне приводит к появлению невротических состояний. Несмотря на то, что только благодаря средней зоне человек учится формулировать свои мысли, аргументировать свои утверждения и так далее. зацикливаясь на осознании средней зоны, человек живет только прошлым и будущим, забывая о настоящем - то есть о внешней и внутренней зоне. Поэтому участники гештальттренинга не должны возвращаться к прошлому опыту в работе над своими проблемами.

ВЫВОД:  Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует.

 

 

 

 

 

 

5 Продуктивное мышление человека

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер).

Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы.

При этом он утверждал, что  для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель. Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение. Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях. Он приходит к выводу: "Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры" .

 Условием переструктурирования ситуации, по Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы. Первая фаза – постановка задачи на основе условий; "первое -достижение заключается именно в осознании того, что здесь есть проблема. Видение, правильная постановка проблемы часто гораздо важнее решения поставленной задачи". Вторая фаза – группировка, реорганизация, структурирование и другие операции в связи с поставленной задачей. Третий этап или фаза – обнаружение структуры путем инсайта. Четвертый – нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

ВЫВОД:Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Сама по себе гештальтпсихология  была заложена в трудах нескольких  немецких психологов начала ХХ  века. Их исследования показали, что восприятие человека происходит  так, что подсознание организует  то, что человек видит, в единый  образ. Элементы рассмотрения  всегда составляются подсознанием  в единое целое, из которого  выделяется какой-то один элемент,  который Перлс называет фигурой, а все остальное представляет собой фон. И выбор этого элемента-фигуры определяется многими факторами, а в первую очередь – интересом или первоначальным намерением человека.

Основоположниками гештальтпсихологии были Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер[18] (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихология была протестом, вызванным неудовлетворенностью упрощенным подходом к характеристике поведения человека, групп. Основная предпосылка гештальтпсихологии формулируется так: "Человеческая психология организована в виде паттернов, или целостностей, или гештальтов, и только таким образом может быть воспринята и понята". Гештальтпсихология экспериментально показала первичность именно целостного восприятия – то есть, наше сознание не воспринимает предмет по частям, а затем составляет из него цельное восприятие, а напротив, “схватывает” предмет как единое целое, а уж потом это целостное восприятие наполняет смыслом восприятие отдельных деталей.

Они показали, что любое  чувственное восприятие зависит  от обстоятельств целой ситуации, в которой оно происходит. Гештальт в понимании отцов-основателей гештальтпсихологии – это целостное качество предмета или явления, свойственное лишь ему целиком и оказывающее влияние на восприятие любой его части. Исторически гештальтпсихология была ровесницей психоанализа, но ее идеи опередили свое время и психоанализ с его гораздо большей склонностью к структурному изучению переживаний) оказался гораздо ближе духу того времени.      В результате гештальтпсихология несмотря на свои несомненные достижения оказалась в тени психоанализа и бихевиоризма. Но в наши дни, на фоне общего кризиса структурного стиля мышления, интерес к гештальт-психологии начал вновь возрастать, хотя еще в шестидесятых годах Перлс использовал понятие гештальта в качестве ключевого понятия созданной им гештальт-терапии.

В настоящее время основополагающие постулаты гештальтпсихологии используются при создании концептуального аппарата онтологической психологии (например, культурно-символический гештальт).  В гештальт-психологии было разработано целый ряд оригинальных техник: суппрессивная, экспрессивная интеграции, переименование симптома, бархатный каток и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Морозов, А.В. История  психологии. Учебное пособие для  вузов.- 2-е изд. / А.В. Морозов. –  М.: Академический Проект: Фонд "мир", 2005. – 2 

2 Мещеряков Б., Зинченко  В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

3 Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2003

4 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

5 Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

6 Азбука социального психолога-практика. Авторы Кондратьев М. Ю., Ильин  В. А., ПЕР СЭ, Москва, 2007

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

1 http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=419

2 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301108

3 http://www.koob.ru/geshtalt/

4 http://psylist.net/psytera/00096.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гештальтпсихология