Глобализация и конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной работы – рассмотреть и изучить основы процесса глобализации и рассмотреть конфликты, вызванные этим процессом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач :
изучение теоретических аспектов глобализации, а также преимуществ и недостатков этого процесса;
анализ конфликтов, возникающих при процессе глобализации;
обоснование способов устранения конфликтов;
изучение различной информации ученых, которые уделяли внимание данным проблемам и предоставление наиболее обоснованных материалов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….
1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………………………
1.1. Основные методологические подходы к определению понятия глобализации..
1.2. Преимущества и недостатки процесса глобализации…………………………….
2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ, КОТОРЫЕ ВЫЗВАНЫ НЕДОСТАТКАМИ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………………………………………...
2.1. Межэтнический конфликт………………………………………………………….
2.2. Межгосударственный конфликт…………………………………………………...
2.3. Политический конфликт……………………………………………………………
3. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВЫЗВАННЫХ НЕДОСТАТКАМИ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………………………………………...
3.1. Пути решения межэтнических конфликтов……………………………………….
3.2. Способы предотвращения межгосударственных конфликтов……………………
3.3. Способы урегулирования политических конфликтов…………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.конфликтология.окончательный вариант..docx

— 75.06 Кб (Скачать файл)

Специфика объекта и субъектов  политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других:          

  1. Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика — это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда — склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.   
  2. Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика нынче профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц. не совпадающей с массой народа. А, во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.  
  3. Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. И не только потому, что конфликт есть как бы главный способ действия, образ мышления и манера поведения политиков. Но главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. 
  4. Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.  
  5. «Господство – подчинение» как осевой принцип. Поскольку политические конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. 
  6. Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям. [6,c.175]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Ввиду сложности и многослойности политической сферы классификация свойственных ей конфликтов не может не быть многомерной. Традиционно наиболее общими основаниями выделения политических конфликтов разного типа выступают:

  • сфера распространения;        
  • тип политической системы;      
  • характер предмета конфликта. 

По первому основанию  различают внутриполитические и  внешнеполитические (межгосударственные) конфликты. По второму — конфликты тоталитарных и демократических политических систем. По третьему — конфликты интересов, статусно - ролевые, а также конфликты ценностей и идентификации. Типы конфликтов представлены в приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВЫЗВАННЫХ НЕДОСТАТКАМИ ПРОЦЕССА  ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

 

3.1. Пути решения межэтнических  конфликтов.

         


   ПОДХОДЫ

 



 



 

 


 

 

 

                                                                                      РЕШЕНИЯ

   «Рисунок 3.1. – Урегулирование межнациональных конфликтов».

Система урегулирования межнациональных  конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов.

Институциональный подход — создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов.

Инструментальный подход — умелое сочетание конкретных мер регулирующего воздействия на межэтнический конфликт.

Среди решений урегулирования межнациональных конфликтов выделяют:

тактические решения, которые направлены на регулирование конфликтов

путем силового, в том  числе экономического, давления на его участников или

посредством налаживания  переговорного процесса;

оперативные решения, которые связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов или на устранение последствий

конфликтов и т. п.; стратегические решения, которые ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблем.

Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.  

Первый способ можно условно  назвать геттоизацией (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда  человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой  культурой. В этом случае он старается  создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь  этим окружением от влияния инокультурной  среды. Практически в любом крупном  западном городе существуют более или  менее изолированные и замкнутые  районы, населенные представителями  других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы  из мусульманских стран, индийские  кварталы.

Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная  по сути геттоизации. В случае ассимиляции  индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится  целиком усвоить необходимый  для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная  пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.  

Третий способ разрешения конфликтов – промежуточный, состоящий  в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся  адекватно, то есть приносил пользу и  обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что  на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны  изначально неравны. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.        

Четвертый способ решения  конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей  культурой в пользу инокультурной  среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется  нормами и требованиями инокультурной  среды, а в семье, на досуге, в религиозной  сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления  культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как  бы на две неравные половины. Как  правило, ассимиляция оказывается  частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может  быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.  

И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в  самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести  речь тогда, когда представители  чужого этноса, прибыв в страну, активно  навязывают титульному этносу собственные  ценности, нормы и модели поведения. При этом имеется в виду не колонизация  в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой  действенной ее формой. Известно, что  превращение какого-то государства  или территории в колонию часто  сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти  не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя  на нее.             

Гораздо более действенной  формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны  индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или  ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической  и организационной культуры, к  которой вынуждено приспосабливаться  и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.    В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.       Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.                                   

Переговоры должны вестись  таким образом, чтобы каждая сторона  стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и  для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш»  на модели «выигрыш - выигрыш» или «проигрыш - проигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.     

Полезным считается участие  в переговорах посредников и  медиаторов. В особо сложных ситуациях  легитимность договоренностям придает  участие представителей международных  организаций.      

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому  все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических  отношениях. .   [6,c.151]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

3.2. Способы предотвращения  межгосударственных конфликтов.




 




 

 

«Рисунок 3.2. – Основные направления предотвращения межгосударственных

конфликтов».

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

  • поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития.
  • основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;
  • предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
  • основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Основные направления  предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового  сообщества в хозяйственно-экономической,  политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.

2. Строгое соблюдение всеми странами  и народами принципа мирного  сосуществования Главное в содержании  этого принципа — признание  всеми субъектами международных  отношений права каждого народа  на свободный выбор пути развития  и недопустимости его навязывания  любому государству и обществу, а также признание объективно  существующей многовариантности  общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния  — непрерывное, последовательное  и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового  поражения. Это одно из важнейших  направлений в предотвращении  конфликтов с применением вооруженных  сил, снижении их разрушительных  последствий. Разоружение может  стать основой более интенсивного  социально-экономического прогресса,  который поднимет международную  безопасность на более высокий  уровень, улучшит условия жизни  людей, снизив, таким образом,  и опасность внутриполитических  конфликтов. Во-первых, разоружение  должно быть взаимное, равномерное  и равноценное для всех конкурирующих  сторон. Во-вторых, недопустимость монополии  одной из сторон в разработке  нового оружия, в том числе  имеющего оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный  контроль за процессами разоружения  и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия  и сотрудничества в этих областях

4. Усиление роли международных  межправительственных организаций,  таких, как ООН и другие, в  области правового регулирования  взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций  в контексте рассматриваемой  проблемы — возглавить строительство  системы международной региональной  и всеобщей безопасности. Важную  роль в предотвращении межгосударственных  конфликтов могут сыграть объединенные  вооруженные силы ООН. История  показывает, что коллективные усилия  государств, даже относящихся к  различным социально-политическим  системам, почти всегда были плодотворными.  Яркий пример — антигитлеровская  коалиция в годы Второй мировой  войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых  актуальных. Решение ее гарантирует  общецивилизационный прогресс и  способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств. .   [7,c.148]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Информация о работе Глобализация и конфликты