Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:39, контрольная работа
Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
1. Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.
Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.)
С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.
Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.
Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.
Познание.
Познание есть
специфический вид духовной деятельности
человека, процесс постижения окружающего
мира. Оно развивается и
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.
Познание и знание различаются как процесс и результат.
В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.
Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен,
как многогранна и общественная
практика. Во-первых, познание различается
своей глубиной, уровнем профессионализма,
использованием источников и средств.
С этой стороны выделяются обыденные и научные
2. Рассудок и разум
В истории философии еще с древности наметилось
разделение двух типов мышления. С одной
стороны, выделялась мыслительная деятельность,
направленная на расчленение, регистрацию
и описание результатов чувственного опыта,
с другой — на раскрытие сущности объектов,
внутренних законов их развития. Чаще всего
эти грани мышления называют рассудком
и разумом.
Рассудок действует по отношению к своим
предметам разделяющим и абстрагирующим
образом, т. е. он представляет собой противоположность
непосредственному созерцанию и чувству,
которые всецело имеют дело с конкретным
предметом и остаются при нем.
С рассудка начинается рационалистическое
познание. Благодаря рассудку наличные
предметы схватываются в их определенных
различиях и фиксируются в их изолированности.
Как в теоретической так и в практической
областях рассудок позволяет человеку
достигнуть твердости и определенности
в знаниях. мышление — начальная ступень
познания, на которой содержание созерцания
приобретает абстрактную, формальную
всеобщность. Подобное мышление основано
на формальной логике.
Если принцип рассудка состоит в абстрактном
тождестве, формальном единстве, то принципом
разума является конкретное тождество
как единство различных определений. Разумное
мышление оперирует различными видами
логик, одной из которых является диалектическая
логика. Диалектическое мышление вскрывает
переходы, движения, развитие. Благодаря
этому, оно может изучать вещи согласно
их собственной природе. Для развитого
человека специфично разумное мышление,
предпосылкой которого выступает «исследование
природы самих понятий» (рефлексия).
Рассудочное мышление осуществляется
в трех основных формах: понятие, определение
и умозаключение.
Понятие — это форма мысли в которой отражаются
общие, существенные свойства, связи и отношения
действительности.
Понятие близко представлению, т. к. оба
они носят обобщенный и опосредованный
характер. Но они различаются тем, что представление
дает наглядный образ действительности,
а содержание понятия лишено наглядности.
В понятии уровень обобщения доведен до выделения
существенного, а в представлении отражены
общие признаки объектов.
Понятия возникают и существуют в сознании
человека в определенной связи в виде суждений.
Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить
о нем выявлять его связи и отношения.
Суждение — это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается)
что-либо о чем-либо.
3. В процессе познания достаточно
четко просматриваются две стороны - чувственное
отражение и рациональное познание. Поскольку
исходным в познании выступает чувственное
отражение, постольку до последнего времени
эти стороны обычно обозначали как ступени
познания, хотя это и неточно, поскольку
чувственное в ряде моментов пронизывается
рациональным и наоборот. Что же касается
ступеней или, точнее, уровней познания,
то это скорее эмпирический и теоретический
уровни, о чем речь пойдет ниже.
Здесь же следует подчеркнуть, что процесс
познания, как правило, имеет своим исходным
моментом отражение действительности
с помощью органов чувств человека. Именно
через органы чувств мы получаем всю первичную
информацию о предметах и явлениях внешнего
мира.
Органы чувств человека - продукты не
только истории природы, но и всемирной
истории. В становлении и развитии органов
чувств человека важнейшую роль на протяжении
всей истории человечества играла и продолжает
играть до сих пор общественная практика.
Так, сталевары в процессе варки стали
обретают способность разливать десятки
оттенков красного цвета, ювелиры могут
видеть тончайшие различия драгоценных
камней, дегустаторы чая - улавливать незаметные
для простых смертных особенности во вкусовых
характеристиках разных сортов чая, в
чем участвуют, естественно, не только
чувства, но и мысль.
Чувственное отражение выступает в трех
основных формах - в виде ощущений, восприятий
и представлений. Что из себя представляет
каждая из этих форм?
Ощущения - это чувственные образы отдельных
свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки,
запахи, имеем вкусовые, осязательные
ощущения и т. д.
Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это
субъективный образ объективного мира.
Этот образ объективен по содержанию,
он адекватно отражает свойства объекта,
но субъективен по форме, зависит от особенностей
физиологии органов чувств человека, физиологии
его высшей нервной деятельности, и даже,
как показано выше, от его жизненного опыта.
Но это именно образ, а не просто знак,
не символ, не иероглиф, как утверждал
Гельмгольц.
Нетрудно заметить, что Гельмгольц, объявляя
ощущение всего лишь символами, лишает
их познавательной ценности, т. к. они ничего
не сообщают нам о свойствах предметов,
которые лишь символизируют. По сути дела
это позиция кантианская: ощущения ничего
не говорят о вещах, и последние остаются
для нас вещами в себе.
Иное дело, если ощущения являются образами,
тогда они не могут не иметь известного
сходства с отражаемыми свойствами, тогда
они могут и должны выступать и выступают
исходной клеточкой познавательного процесса.
Вместе с тем, отвергая одностороннюю
абсолютизацию знаковой, символической
природы ощущений, отстаивая тезис о том,
что ощущения - это прежде всего образы
свойств вещей, следует признать, что ощущения
имеют и характер знаков, но таких, которые
несут в своем содержании объективную
информацию об объектах, выступают в роли
знаков-образов, а точнее обладают и образной,
и знаковой сторонами. Но ощущения - это
действительно лишь исходная клеточка
познавательного процесса. Более сложной
и высокой формой чувственного отражения
является восприятие - целостный чувственный
образ объекта, непосредственно воздействующего
на органы чувств, отражающих различные
стороны, свойства этого объекта. Здесь
уже, как правило, вступает в дело мысль,
обозначающая воспринимаемый объект.
Наконец, высшей формой чувственного
отражения является представление - образное
знание о непосредственно не воспринимаемых
нами объектах, воспроизводимое по памяти.
В представлении уже вступает в дело абстрагирующая
способность нашего сознания, в нем отсечены
несущественные детали.
При этом на уровне представлений обнаруживает
себя такая способность нашего сознания,
имеющая громадное значение в процессе
творчества, какой является воображение
- способность соединять чувственный материал
иначе, не так, как он соединен в действительности.
Обычно выделяют
две ступени познания: чувственную
и мыслительную — хотя они неразрывно связаны
между собой
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях
человека, связанных с органами чувств.
Слово «чувственный» многозначно, оно
ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством,
как проявлением эмоций. Поэтому правильным
было бы подразделять чувственное познание
на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
Чувственное познание — это форма познания,
связанная с осмыслением чувственных данных,
но несводимая к ним. Органы чувств человека
вряд ли можно считать самыми развитыми.
В тоже время имеются факты, показывающие
большие возможности человеческого организма
к чувственно-сенситивному познанию мира.
Например, художники способны различать
сотни оттенков цветов, дегустаторы —
огромное количество оттенков вкуса, музыканты —
звуков и т. п. Тем не менее диапазон воспринимаемых
человеком звуков, цветов, запахов довольно
ограничен. Это, с одной стороны, позволяет
ему свободно ориентироваться и действовать
в окружающем его соразмерном ему макромире.
А, с другой стороны, эта ограниченность
позволяет не перегружать человеческое
восприятие незначительными для человеческой
жизни подробностями.
4. Интуиция чаще всего использовалась как средство для обоснования различных философских систем идеалистического толка, причем в каждом конкретном случае содержание, вкладываемое в это понятие, приобретало различный смысл. Проблема интуиции - стыковая проблема, ставшая предметом изучения таких наук, как философия, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. Отсюда - различные подходы к разработке проблемы и многочисленные значения понятия "интуиция". Долгое время фактической монополией на интуицию обладал иррационализм, объявляя ее таинственным, сверхъестественным способом постижения истины, не поддающимся никакому рациональному разрешению. Факты, связанные с деятельностью интуиции, действительно "настолько пестры и разнообразны, что можно впасть в отчаяние при попытке дать им материалистическое толкование и подвести их под какое-то общее правило, выявить хоть какой-то общий принцип и закон, которому все они подчиняются" Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии. - Многозначность термина "интуиция" связана не только со сложностью самого предмета изучения, но и в определенной мере с тем, что "сам-то предмет долгое время был кормушкой шарлатанов. Забраться в этот заповедник осмелятся только те из ученых, чья любознательность перевешивает беспокойство о поддержании своей репутации" В итоге теорий интуиции столько, сколько существует различных гносеологических направлений. Последними особенно богата история философской мысли человечества. Представители самых различных, не связанных между собой, областей знания, пытаясь проанализировать механизмы своего творческого процесса, неоднократно указывали на огромную эвристическую роль интуиции в нем. При этом сколько ученых - столько мнений и определений. Естественно, невозможно привести здесь все имеющиеся на этот счет высказывания. Да и вряд ли такая попытка могла бы быть плодотворной. Нам представляется, что те исследователи, которые считают возможным рассматривать интуицию только по результатам ее действия, по высказываниям, воспоминаниям, описаниям ученых, оставляя в стороне вопрос о ее природе, об объективных причинах, порождающих ее, в конечном счете окажутся в тупике. Если анализ интуиции ведется только по конечным продуктам творческой деятельности ученого, то это как раз и дает мнимые основания для приписывания ей исключительных "феноменальных" свойств.
В такой "абсолют"
и была возведена на долгие времена
интуиция. Вырванный из общей системы
познавательного процесса, исследуемый
без учета закономерностей
.
Есть и более конструктивные определения, вскрывающие некоторые специфические особенности, присущие только интуиции. Это взгляд на интуицию как на способность формирования наглядных представлений объектов, не воспринимаемых непосредственным наблюдением (В. П. Бранский, Луи де Бройль). Интуицию рассматривают и как специфический метод познания, заключающийся в "перескакивании" через определенные этапы логического рассуждения, благодаря чему возникает иллюзия прямого непосредственного усмотрения искомого вывода (И. Б. Михайлова). Интуиция - это и особая проницательная способность поставить проблему, предсказывать результат исследования (С. И. Вавилов). Наряду с этим интуиция - это форма человеческого познания, выражающаяся в специфическом сочетании чувственного и рационального моментов (П. В. Копнин).
Иными словами, интуиция объявляется специфическим способом взаимодействия чувственного и логического познания (А. Эйнштейн). Большие возможности интуитивного постижения истины, приводящие нередко к феноменальным результатам, дают основания рассматривать интуицию как способность к неограниченной богатой фантазии, точнее говоря, к способности вырабатывать "сумасшедшие идеи" (Д. И. Блохинцев).
Несмотря на то что работы названных авторов не посвящены специально разработке проблемы интуиции, тем не менее именно им удалось на основании конкретного эмпирического материала выявить важные моменты, во многом проясняющие гносеологическую природу этого явления. Опираясь на перечисленные определения, попробуем провести специальный гносеологический анализ интуиции как формы познавательного процесса.
Ряд трудностей в исследовании проблемы интуиции, как уже отмечалось, связан с тем, что неосознанно могут протекать и другие формы человеческого познания, причем как чувственного (ощущение, восприятие, представление), так и рационального (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, соответственно и неосознанное получение новых понятий, суждений и новых умозаключений). По-видимому, действие интуиции связано не только с неосознанностью известных форм познавательной деятельности человека, но и с процессом получения определенного рода новизны.