Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:49, контрольная работа
Проблемы группы, изучаемые в социальной психологии.
Определение группы – 2 подхода к проблеме группы.
Значение группы.
Функции группы.
Классификация групп.
+
С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.
Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности.
Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.
Классификация групп.
Большие группы – это общности людей, существующие в масштабе общества страны, и в отличие от малых групп основанные на разных типах социальной связи. Не предполагающих обязательных личных контактов между людьми. В больших группах вырабатываются социальные нормы поведения. Общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируется массовое настроение. К большим группам относятся классы, социальные слои, народности, нации, религиозные концессии, партии и общественные организации, возрастные группы.
Средние группы – это предприятия, организации, соединения и части воинских подразделений, территориальные общности.
Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности, и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы как целого. К малым группах относятся семья, небольшое воинское подразделение, соседи, компании друзей, студенческая группа, ученический класс и т.д.
Микрогруппа – это неформальная группа внутри малой группы.
Неорганизованные группы – это группы возникающая спонтанно, и не имеющая внутри себя строгих, властных и коммуникационных отношений.
Организованная группа – это группа которая имеет чёткую структуру, цели и задачи.
Формальная группа (официальная) – это группа, которая имеет чётко заданную из вне структуру.
Неформальная группа – образуется на основе личных предпочтений.
Слаборазвитая группа – это группа находящаяся на начале своего развития.
Высоко развитая группа – давно созданная, отличается наличием единством целей и интересов, высокоразвитая система отношений, высокий уровень сплочённости, и обязательно чётко организованная структура власти.
Референтная группа – это группа в которой цели, мнения и ценности важны для каждого члена группы.
Нереферентная группа –
Условная группа – это группа, объединенная по какому либо признаку или виду деятельности.
Первичная группа – группа, в которой осуществляется первичное взаимодействие и общение между людьми.
Вторичная группа – группа, в которой нет непосредственных контактов между всеми членами группы, а общие взаимодействия поддерживаются только руководителем.
Большая социальная группа
Информация о работе Группа как социально-психологический феномен