Групповая психология
Выполнила
Юнусова Динара Ф-302Б
Групповая психология
ГРУППОВАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, отрасль
психологии, имеющая дело с поведением
групп и с психологией членов группы. Вероятно,
не отличается от социальной психологии.
Психоаналитические формулировки делают
акцент на ИДЕНТИФИКАЦИИ между членами
группы, на идентификации членов группы
со своим лидером и на отношениях с общим
врагом.
Изучая вопрос о роли группы
в развитии личности, важно подчеркнуть,
что на определенных этапах группа
является необходимым условием развития
личности. А. Маслоу и ряд других авторов
подчеркивают, что в подростковом и юношеском
возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих
в развитии личности.
Люди, как правило,
входят в состав разных социальных
групп, человек, скажем, одновременно
может заниматься
Туристской деятельностью
состоять членом спортивного
клуба
Выполнять
общественные функции
При этом функции
матери или отца семейства
Группа
представляет собой относительно
устойчивую совокупность людей, связанных
системой отношенийений, регулируемых
общими ценностями и нормами. И обязательными
элементами любой группы являются цели,
общие нормы, санкции, групповые ритуалы,
отношения, совместная деятельность, вещная
среда.
Можно выделить несколько
основных признаков социальной
группы
Можно выделить несколько
основных признаков социальной группы
- Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.
- Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.
- Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.
Второй признак
социальной группы — наличие свойств
группы как единого целого. Социальная
группа имеет композицию и структуру,
групповые процессы, групповые нормы и
санкции, социальный контроль.
Композиция представляет
собой совокупность свойств группы,
важных качеств ее целостности. К
ним могут относиться численность
группы, ее возрастной или половой
состав, национальность или социальное
положение членов группы. Структура
группы рассматривается с позиции
функций, которые выполняют отдельные
члены группы, а также на основе
межличностных отношений в ней.
При анализе группы
необходимо дать характеристику состояния
формальных и неформальных отношений
ее членов. Неформальные отношения
определяются чувствами, которые участники
взаимодействия испытывают друг к другу,
а формальные — обязанностями
и правами членов группы, обусловленными
деятельностью и целью группы.
- Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.
- Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.
- Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.
- Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.
- По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы.
- Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать лишь как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.
- Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
- Номинальные группы (конгломераты) — это неорганизованные или случайно организованные группы. Сюда относятся: зрители в театре и кино, случайные члены экскурсионных групп и т. д. Объединение в группы добровольное, временное и определяется сходством интересов.
- Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
- Кооперация — группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и общение в ней носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнению конкретной задачи в том или ином виде деятельности.
- Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае у группы появляется корпоративный дух, который проявляется в противопоставлении группы другим группам, в стремлении осуществлять свои групповые цели.
- До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение ирасхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними.Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, ккоторым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкийстатус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем
ближе по уровню своего развития группа
находится к коллективу, тем более благоприятные
условия она создает для проявления лучших
сторон личности и торможения того, что
в ней есть худшего. И напротив, чем дальше
группа по уровню своего развития отстоит
от коллектива, а ближе к корпорации, тем
больше возможности она представляет
для проявления в системе взаимоотношений
худших сторон личности с одновременным
торможением лучших устремлений.
Спасибо
Спасибо за внимание