Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Групповая психотерапия - психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.
Групповую психотерапию следует отличать от коллективной психотерапии.

Содержание работы

1.Основные положения и понятия групповой психотерапии
2. Преимущества и ограничения групповой психотерапии
3. История развития групповой психотерапии
4. Психотерапевтические группы
5. Групповой процесс
6. Факторы психотерапевтической группы
7. Типы поведения в группе
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Групповая психотерапия.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание:

1.Основные положения и понятия групповой психотерапии

2. Преимущества и ограничения  групповой психотерапии

3. История развития  групповой психотерапии

4. Психотерапевтические  группы

5. Групповой процесс

6. Факторы психотерапевтической группы

7. Типы поведения в группе

8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения и понятия групповой психотерапии

 

Групповая психотерапия - психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.

Групповую психотерапию следует отличать от коллективной психотерапии.

При коллективной психотерапии объединение людей случайно, используются любые психотерапевтические методы. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов, но систематически не использует в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между пациентами.

Коллектив - высшая форма социального объединения людей для достижения общей цели, отличающаяся высшей степенью организованностью и психологической сплоченностью.

Исходя из вышесказанного, в процессе психотерапевтической работы группы больных сформировывались как единое целое, а ее члены образовали содружество единомышленников, объединяются во имя осуществления единой цели. Коллективная психотерапия-это высшая форма групповой психотерапии

В групповой психотерапии мотивом деятельности каждого индивида является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство достижения этой цели.

Группа регулируется общими ценностями и нормами, участники  которой включены в согласованные  действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

 

Основные признаки группы:

  1. Осознание участниками своей принадлежности к группе;
  2. Установление определенных отношений между участниками группы;
  3. Внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;
  4. Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;
  5. Наличие определенных изменений во взглядах отдельных участников, обусловленных принадлежностью к группе.

В групповой психотерапии выделяют следующие направления:

1. Психотерапевтические  группы, ориентированные на отдельную  личность, больше обсуждаются проблемы  отдельных участников (ортодоксальные  участники, классический гештальт, классическая психодрама).

2. Группа, ориентированная  на межличностные взаимодействия  участников, акцент делается на  отношения между участниками  и терапевтом. Объект обсуждения - межличностное взаимодействие, возникшее «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт (межличностная групповая психотерапия, т-группы, «группы встреч»).

3. Ориентация на группу, как совокупность. Акцент делается  на групповые действия, коллективные  инициативы (групповой анализ, группа  ориентированная на конфликт).

Такое разделение носит  условный характер, т.к. реальная психотерапия, по мнению Кочюнас Р., действует на всех трех уровнях.

 

 

 

 

 

2. Преимущества и ограничения групповой психотерапии

 

Преимущества групповой  психотерапии:

  1. Экономичность денежных и временных ресурсов;
  2. Межличностное обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, приобрести более эффективные социальные навыки. В группе можно получить различные реакции и поддержку других ее членов на свое поведение увидеть с их помощью последствия и в последующем его моделировать.
  3. В группе «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника, что позволяет им увидеть трудности и особенности проблемы. Вероятность  того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившегося понимания себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
  4. Дополнительная возможность самосовершенствования. Участники группы обмениваются жизненным опытом, своими проблемами и их разрешения, учатся на опыте друг друга.

Ограничения групповой  психотерапии:

    1. Не все люди могут эффективно решать свои проблемы в группе и мешают это делать другим членам группы.
    2. Конформность поведения участников группы.
    3. Некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы могут создавать иллюзию, т.к. в жизни они более желанны, чем реальны. Таким образом, группа может стать для некоторых участников безопасной нишей, человек начинает жить в группе ничего не меняя в своей реальной жизни. Эти участники стремятся продлить свое существование группы без терапевта или ищут другие подобные группы.  

 

          3. История развития групповой психотерапии

 

Один из первых, кто  начал использовать групповой подход, как метод лечения был бостонский врач Дж. Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. С самого начала этот групповой подход в лечении имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт заметил, что сама группа и воздействие ее членов друг на друга, обладает высоким психотерапевтическим фактором, который положительно сказывается на течение основного заболевания.

Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали  работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс и лидера. Его ученики Адлер, Уэндер Л., Шильдер П. одни из первых попытались использовать психоанализ в лечении в групповых условиях. Так Адлер обратил внимание на значение социального окружения и проявления нарушения у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для проявления эмоциональных нарушений и их коррекции, группа может формировать и модифицировать взгляды и суждения. Работая с группой пациентов Адлер стремился добиваться понимания пациентами генеза их нарушения, а также трансформировать их позиции.

Родоначальником групповой  психотерапии считают Я. Морено, основоположником психодрамы, ему же принадлежит термин «групповая психотерапия».

Среди представителей гуманистической  психологии значительное влияние на групповую психотерапию оказал К. Роджерс. Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что в них психотерапевт является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, а отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтического изменения.

Огромное влияние на групповую психотерапию оказали работы Левина в области групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповом контексте. Левин рассматривал личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми и социальным окружением. Группа выступает в качестве инструмента коррекции нарушения взаимодействий, которое происходит в процессе обучения.

На развитие групповой  психотерапии в России оказали влияние теоретики и практики Хек, Лидер, Кратховил из Восточной Европы.

Среди отечественных  современных ученных для развития групповой психотерапии свой вклад  внесли Либих С. С., Гросман А. А., Иванов Н. В., Захаров А. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Психотерапевтические группы

 

Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп.

Сторонники первого  направления (Бредфорд, Гибб, Беннис) ориентируются  на решения конкретных задач, обработку  навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства  и не редко выступает в роли наставника. К таким группам относят:  Т-группы, группы тренинга и умений.

Сторонники второго  направления (Роджерс, Шутц, Перлз) ориентируются  на гуманный демократический стиль  руководства. Акцент делается на чувства  общности в отношении между членами группы: группы встреч, гештальт группы.

Группы встреч

Группы встреч являются терапевтическими и психокоррекционными группами. Эти группы возникли и достигли пика популярности в 60-70-х г. в США, затем получили распространение по всему миру. Родоначальником группы встреч следует относить Роджерса, Мерфи и Шутца.

Шутц для интенсификации групповых процессов поощрял  интенсивность чувств и столкновение участников между собой, использовал  различные групповые игры и техники.

Он так же выделил  основные признаки группы встреч:

 Открытость и честность достигается через реализацию групповой ценности, как самораскрытие. В группе встреч поощряются самораскрытие участников друг другу, что позволяет установить доверительные отношения друг с другом.

  Лафт выделил условия, при котором возможно самораскрытие:

    1. взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания;
    2. тема самораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей;
    3. самораскрытие происходит постепенно.

Самораскрытию соответствует  термин аутентичность. Аутентичность-умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, высказывая свои мысли и выражая себя открыто.

Аутентичности человек  может достичь, если чувствует себя в безопасности и в окружении доброжелательности и доверия.

2. Осознание самого себя своего телесного и психологического «Я» происходит посредством выражения своих истинных чувств, мыслей и обратной связи между участниками группы.

Самопознание начинается с того, что человек узнает о своих слабых и сильных сторонах. После чего анализируются неудачи в межличностных отношениях.

Для стимуляции к самопознанию используется метод конфронтации, эффективность которого зависит от взаимопонимания в группе. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, тогда как последний, заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.

Осознание эмоций способствует сближению людей и сплоченности группы. В группе осознанные эмоциональные  реакции апробируются, затем переносятся  в повседневную жизнь и способствуют лучшей адаптации во внешней социальной среде.

3. Ответственность. Участники  должны отвечать за свое поведение,  которое они демонстрируют или  от которого отказываются в  группе. Кайзер Х. считает, что  как только группой процесс  сформировался и пациент активно вступил в него, ответственность за исходящее лечение с этого момента должен нести психотерапевт.

4. Внимание к чувствам. Одной из целей психотерапии  является создание в группе  оптимального эмоционального напряжения, но без психотерапевтического потенциала группа может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и распасться.

5. «Здесь и теперь»  участники группы ориентированы  на события, происходящие настоящее  время в группе и за ее  приделами.

Исходя из вышесказанного, выделяют основные правила группы встреч:

    1. открытость и честность в общении друг с другом;
    2. формирование чувств над мыслями;
    3. принцип «здесь и сейчас».

На первых сессиях  групповой психотерапии предварительно оговаривается, что все участники  группы встреч отвечают за себя и результат их изменений зависит от их самих.

Техники, используемые в  группах встреч:

    1. Установление контактов основывается на желании каждого участника ощутить свою принадлежность к группе. Знакомство начинается с контактов в мини группах или парах.
    2. Построение доверительных контактов. Некоторые участники могут испытывать затруднения при установлении контактов. Для осознания чувства одиночества и преодоления барьера недоверия используются специальные упражнения.
    3. Изучение конфликтов. Часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнования, соперничество, борьба за лидерство. Психотерапевт поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознать не только свои чувства и поведение, но и поведение соперника. В этом случае могут быть использованы физические упражнения, которая позволяет установить обратную связь между конфликтующими участниками.
    4. Анализ сопротивления.

Информация о работе Групповая психотерапия