Групповые нормы и ценности как регуляторы совместной трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

В качестве регуляторов поведения личностей и групп выступают правовые нормы и декреты государства (политические регуляторы), производственно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции (организационные регуляторы), обычаи, традиции, общественное мнение (общественные регуляторы). Мораль как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения.

Содержание работы

Введение
Эффективность групповой деятельности
Групповые нормы
Ценностные ориентации
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии труда.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

 1. способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов;

 2. позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения;

 3. оказывают влияние на формирование сплоченности группы.

Значимость внутренних и  внешних воздействий в различных  сферах жизнедеятельности человека различна. Под влиянием этих воздействий  формируется внутренняя позиция, личная предрасположенность работника  по отношению к различным объектам и ситуациям, его готовность действовать  тем или иным образом. Она характеризуется  такими понятиями, как "ценностные ориентации", "установки" и "мотивы".

Ценностные ориентации

Ценностные  ориентации - это относительно устойчивое, социально - обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей. Они определяются по господствующему интересу в сочетании с реальным статусом человека. Так, работник, обучающийся в системе заочных и вечерних учебных заведений и выражающий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, активно участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширять это участие, на общественную деятельность. От того, на какие ценности ориентирован работник, какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентаций, зависит степень его трудовой активности, качество выполняемой работы.

В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:

  • общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;
  • содержание труда, когда работник стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;
  • заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;
  • условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.

В этой связи особое значение приобретает уровень сознательности человека, степень осознанности значимости выполняемой работы.

Установки - это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, статусам, его готовность к определенным действиям.

Мотивы в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов.

Мотивы предшествуют трудовому  поступку, действию человека. Мотивом  может выступать чувство долга, удовлетворение от хорошо выполненной  работы, заработок, престиж, боязнь критики  и наказания, продвижение по службе. Таким образом, существует целый мотивационный комплекс, который может изменяться не только от человека к человеку, но и от одной ситуации к другой.

Сложившаяся устойчивая структура  мотивов образует мотивационное  ядро. Существующие в сфере труда  мотивы условно разделяют на три  вида:

  • материальные, когда человек выполняет работу, исходя из побуждений, не связанных ни с характером и содержанием труда, ни с социальной средой, потому что работа для него - простая экономическая необходимость, средство зарабатывать деньги и обеспечить самостоятельность существования;
  • духовные, когда человек выполняет свою работу потому, что ему нравится его профессия, содержание трудовой деятельности. При этом он ощущает радость творчества, эмоциональный подъем, испытывает эстетическое наслаждение самим процессом труда;
  • социальные, когда человек выполняет свою работу, руководствуясь не столько ее содержанием, сколько тем, что она обеспечивает ему определенное место в социальной структуре коллектива, в обществе. При этом он четко понимает ее общественную значимость, получает моральное удовлетворение трудом, пользуется уважением товарищей.

На практике в чистом виде эти виды мотивов не встречаются. Они тесно переплетаются, и в  какой-то конкретной ситуации можно  выделить лишь доминирующий вид.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Басенко В.П., Жуков Б.М. , Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие.. Издательство "Академия Естествознания", 2009 год
  2. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 1990.
  3. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.
  4. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.
  5. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. - 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр "Академия", 2007 г.
  6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие - М.: КНОРУС, 2008 г.
  7. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  8. Спивак В.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 г.
  9. Рофе А. И. Экономика и социология труда. -М., Мик, 1996.
  10. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1995.
  11. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

 


Информация о работе Групповые нормы и ценности как регуляторы совместной трудовой деятельности