Групповые процессы и стадии развития малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа “ схватывается” как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Исторические аспекты исследования малых групп……….4
Социальная психология и ее интересы к малым группам..6
Определение малой группы и ее границы…………………..9
Динамические процессы в малой группе…………………..13
4.1. Общая характеристика динамических процессов………..…13
Психологическая теория коллектива………………………16
Стадии и уровни развития малой группы…………………20
Классификация малых групп……………………………….24
Методологическое значение малых групп в социально-психологической теории……………………………………...29
Заключение…………………………………………………………..32
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

1Социальная психология Курсовая работа.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина, 1979).

     Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально со всем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»).

     Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а та группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснения, почему именно — она.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Методологическое значение малых групп в социально-психологической теории.

 

     Выделение проблемы малых групп в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для самой социальной психологии как науки. Можно проанализировать несколько линий, по которым введение проблемы малых групп в тело социальной психологии изменяет общую ситуацию в этой науке.

     Выявление специфики такого нового группообразования, как малая группа, позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Он не просто декларируется, но в данном случае именно работает в исследовании. Гипотеза на этой стадии группа приобретает черты такого субъекта, ибо лишь при условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, определений всех отношений в группе предметной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп.

     Анализ характеристик малых групп способствует ликвидации того разрыва образования в традиционной социальной психологии между исследованием групп и исследованием процессов. Недопустимость такого разрыва может считаться доказанным фактом. Если содержание любого группового процесса зависит от содержания групповой деятельности, причем от конкретного уровня ее развития, то принципиально невозможно продолжать исследования групповых процессов самих по себе: ни лабораторные условия, ни изучение процесса в чистом виде не могут привести к построению удовлетворительных моделей, ибо исключают анализ содержания социальной деятельности, реализуемой той группой, в которой эти процессы наблюдаются. Следовательно, способствует выработке совершенно нового объяснительного принципа в социальной психологии.

     Открытие малых групп как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии. В типологию Л. И. Уманского в момент создания группы она имеет не только нулевую точку, но и отрезок отрицательной протяженности, соответствующий группам характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные группы, например, шайки преступников, группы тунеядцев, но своеобразные модификации социально-позитивных групп, угроза для последних переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти к этому ведут процессы, возникновение особого группового эгоизма и так далее.

     Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предназначена для определения меры влияния группы на личность.

Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекватной терминологии, то из схемы видеть, что два предложенных в ней измерения позволяют серьезно продвинуться вперед в классификации реальных социальных групп, выступающих в качестве объектов социально-психологического анализа.

     В соответствии с общими установками концепции деятельного определения межличностных отношений А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие определения межличностных отношений содержанием групповой деятельности ( Х) и 2) общественная значимость групповой деятельности ( Y) . Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор имеет одностороннее направление, вектор позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих.

Общая схема приобретает такой вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Делая вывод, нужно заметить, что эту тему можно рассматривать очень долго, так как проблема малых групп, в социальной психологии занимает большое место.

     Также в этой теме затрагивались проблемы коллектива, это не просто так, потому что проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-психологического знания, стимулирует определенные направления для переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.

     Можно еще выделить то, что эта тема не прошла мимо такой темы как психология межгрупповых отношений, это потому, что эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. И если вы зададите вопрос, что общего между динамическими процессами в малой группе и психологией межгрупповых отношений , то можно ответить так, что логическим продолжением рассмотрением малых групп является область психологии межгрупповых отношений.

     В исследованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы (например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точки зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений.

     До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 1965.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М 1979.

4. Кон И. С. Социология личности. 2001.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

6. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории . 1971

7. Тихомиров О. К. Психологические механизмы цели образования. 1977.

8.Щедрина Е.В. Психологическая теория коллектива. – М., 1979.   

 

 

 


 



Информация о работе Групповые процессы и стадии развития малой группы