Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:05, доклад

Описание работы

Гуманистическая психология – относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно
сексуальными), а с позиции бихевиоризма человек – это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа.

Файлы: 1 файл

36. гуманистическая психология (Маслоу, Роджер).doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)

Гуманистическая психология – относительно новое направление  в современной

персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и

бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное

существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно

сексуальными), а с  позиции бихевиоризма человек –  это не более чем сложный автомат,

функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку

представляет его в  качестве в высшей степени личностного  существа. Основная установка

гуманистической персонологии – человек по своей природе  – это самодостаточное существо,

обладающее внутренней способностью к самосовершенствованию, к прогрессивному развитию,

активный творец своей  судьбы. Основателем данного направления  считается американский психолог Абрахам Маслоу

Основные принципы гуманистической психологии

Понятие «гуманистическая психология» возникло в среде персонологов, объединившихся

в начале 1960-х гг. под  руководством А. Маслоу, как обозначение  нового, альтернативного

психоанализу и бихевиоризму подходу к человеку, названного «третьей силой». Философские

основания данного подхода  лежат в идеях экзистенциализма, его наиболее крупных

представителей С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра. Позиции

гуманистической психологии в разное время развивали многие крупные психологи: Г. Олпорт, К.

Рождерс, В. Франкл, Р. Мей, Ш. Бюлер и др.

Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек

находится в вечном становлении  и развитии, сам является творцом  себя на основе свободы

выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. По А. Маслоу, каждый человек – единое уникальное организованное целое (принципы

индивидуальности и  холизма), а не совокупность неких  отдельных частей. Потребности в  человеке

являются потребностями  всего человека, а не отдельных  его органов. А. Маслоу писал по этому

поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий.

Есть только потребность  индивидуума. Именно Джон Смит хочет  есть, не желудок Джона Смита.

Далее удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным  его частям…»

Гуманистические психологи подчеркивают радикальные отличия человека от животных (в

противовес бихевиористам), поэтому выводы из исследований животных не могут быть

экстраполированы на человека, обладающего  такими идеально-духовными качествами,

отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства

(любовь, юмор, вина и пр.). По мнению  Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности

заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные

действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций,

давления внешних сил, неудовлетворенности  основных потребностей. Среди важнейших  свойств

человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к

творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А.

Маслоу, это результат влияний  внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе

официальное образование).

В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи  подчеркивают, что изучать надо не

психически больных (невротиков и  т.п.), а психически здоровых людей. Акцент на исследование

людей с нарушениями психики  приводит превращению психологии в  «увечную психологию». По

мнению А. Маслоу, нельзя понять природу  психического заболевания, если не поймем, что такое

психически здоровое. Основой развития психологии должно быть изучение полноценных

самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики.

Важнейшей частью персонологической  теории А. Маслоу является анализ человеческих

потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название

«иерархическая теория потребностей», предполагает, что, во-первых, все потребности  человека

врожденны или инстинктоидны, и, во-вторых, у человека они иерархически организованы в пять

видов. Схематически это  выглядит так:__ Доминирующие потребности (расположенные в основании пирамиды) должны быть более

или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает их наличие  и мотивируется в поведении

более высокими потребностями. Так, физиологические потребности должны быть в определенной

мере удовлетворены  для того, чтобы появились потребности  в безопасности. В свою очередь, на

основе удовлетворения этих низших потребностей возникают  потребности принадлежности,

любви и т.д. А. Маслоу вместе с тем делал ряд исключений из этой общей закономерности в

развитии мотивации  и потребностей. Так, он признавал, что  отдельные люди могут жертвовать

жизненными потребностями (переносить голод, готовы на лишения  и даже смерть во имя

реализации высоких  идеалов). Другие могут больше стремиться к реализации потребностей в

карьере, а не к любви  и семье и т.д. Человек может  быть мотивирован к деятельности двумя или

тремя видами потребностей. По Маслоу, потребности никогда не удовлетворяются полностью. Он

полагал, что средний человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, в

безопасности и защите на 50%, в самоуважении на 40% и лишь на 10% в самоактуализации. А

Маслоу дает социально-психологический  анализ данных потребностей. Так, характеризуя

потребности в принадлежности и любви, Маслоу выделяет два вида любви взрослых:

1. дефицитарная или Д-любовь;

2. бытийная  или Б-любовь.

В основе Д-любви лежит  дефицитарная потребность – стремление получить то, чего нам

не хватает (уважения, секса и т.д.), то есть это эгоистичная любовь, которая берет, но не дает.

Напротив, Б-любовь предполагает осознание ценности другого, уважения его, без желания

изменить или использовать его.

Высшими потребностями  личности являются потребности в самоактуализации.

Самоактуализация, это значит быть тем, кем человек может быть по своей природе, по своим

потенциям, то есть человек  должен достичь вершин своего потенциала. А Маслоу пишет:

«Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать…  Люди должны быть теми,

кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Все – и рабочий у станка, и

родитель, и спортсмен  и т.д. могут актуализировать свой потенциал, максимально качественно

выполнять свою работу. Вместе с тем, многие люди не понимают своего потенциала, не видят

пользы от его совершенствования, сомневаются и даже боятся своих способностей (комплекс

Ионы). Так как самосовершенствование  и самоактуализация сопряжены с  риском, с борьбой

против внешних сил, препятствующих самоактуализации, поэтому  одним из торомозов для данной

потребности объективно является потребность в безопасности.

На основе иерархической  теории потребностей А. Маслоу выдвинул две категории

мотивов поведения человека – дефицитные (дефицитарные) мотивы и мотивы роста. Цель

дефицитарных мотивов  – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность и__Эти мотивы являются устойчивыми детерминантами поведения. Мотивы роста

(метапотребности или  бытийные потребности, Б-мотивы) имеют конечной целью стремление

актуализировать потенциал личности. Так, если студент изучает дисциплину, чтобы сдать

соответствующий экзамен, он исходит  из дефицитарных мотивов. Если же он берет  материал

сверх необходимой программы для  повышения своих познаний, то в  данном случае им руководят

метапотребности, мотивы роста.

Обосновывая идею самоактуализации, А. Маслоу проанализировал 48 человек, известных

деятелей, а также своих знакомых, которые, по его мнению, достигли или  были близки к

самоактуализации.

Они были разделены на три группы:

1. Томас Джеферсон, Авраам Линкольн (в последние годы), Уильям Джеймс, Альберт Энштейн и

др., которые достигли самоактуализации;

2. Лица из современников, которым  немного не хватило для самоактуализации (по этическим

соображениям их имена не называются);

3. Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон,  Олдос Хакели и др. – это лица, которые

стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли.

Самоактуализирующиеся люди обладают следующими характеристиками: 1) более

эффективное восприятие мира; 2) приятие  себя, других и природы; 3) непосредственность,

простота, естественность; 4) целенаправленность на проблемы; 5) независимость: потребность в

уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8)

вершинные или мистические  переживания (экстатические состояния, ощущение гармонии с

миром и природой и  т.д.); 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11)

демократичный характер; 12) разграничение средств и целей; 13) философское чувство юмора; 14)

креативность; 15) сопротивление  окультуриванию (гармония со своей культурой при

определенной автономии  от нее).

Из теоретических идей А. Маслоу наибольшее значение имела  концепция

самоактуализации. На ее основе был разработан «Опросник  личностной ориентации», который дал

исследователям возможность  более точного определения самоактуализации у конкретных людей.

Теория потребностей хотя и подвергалась критике, продолжает использоваться в психологических

исследованиях. Карл Роджерс (1902-1987), американский психолог, крупнейший представитель

гуманистической психологииОсновные направления теории личности К. Роджерса

В основе персонологии К. Роджерса лежит разработанная им «клиент-центрированная (или

личностно-центрированная) терапия». По существу, К. Роджерс исходит  из известной

философско-социологической  феноменологической концепции о субъективных мирах опыта.

Мировидение клиентов, по К. Роджерсу, субъективно и индивидуально.

Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его

наиболее объективное  функционирование, например, в науке, в частности, в математической,

является результатом  движения к субъективной цели и субъективного  выбора". По К. Роджерсу,

имеется столько видов  реальности (версий действительности), сколько существует людей. Вера в

существование единого "реального  мира" - это заблуждение, которое также вредно, как и вера в

технологию, поставившую  человечество на грань самоуничтожения.

Другой общефилософский  тезис, из которого исходил К. Роджерс  в разработке

персонологической теории - положение о том, что во Вселенной  действует общая тенденция к

развитию, как постоянное стремление по все больше упорядочиванию и взаимосвязанному

усложнению, очевидное  как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда

"строит и созидает, так же как и разрушает". Отсюда вытекает, что у каждого организма имеется

врожденная тенденция  к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и

для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации – основной внутренний

мотивационный импульс.

На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для

отдельного человеческого  существа наиболее характерно целенаправленно  стремиться к

цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей».

Способность к актуализации в основном положительна и на основе ее люди развиваются в

сторону саморегулирования, самосовершенствования, освобождаются  от давления внешних сил.

Можно предположить, что  люди имеют две мотивационные  системы – организмическую

тенденцию к актуализации и сознательное «Я».

Организмический процесс актуализации означает безсознательную саморегуляцию на

основе поведенческого опыта. Так младенец поддерживает опыт, совершенствующий его

организм (любопытство  и безопасность) и отвергает негативный опыт (боль, голод и т.д.).

Сознательное Эго – это, по Роджерсу, вершина «огромной пирамиды подсознательного

организмического функционирования». При нормальной жизнедеятельности  человека

организмический процесс  осознается адекватно своему состоянию. Но часто у людей

организмический процесс  и осознание его не совпадают, то есть имеют место аномалии в

поведении. Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я-

концепция» (самость) –  это восприятие и осознание людьми самих себя, не всегда

соответствующее их собственному переживанию, то есть их организмическому оценочному

процессу. Это соответствие или гармония между переживанием как организмическим оценочным

процессом (подсознательно) и его осознанием (Я-концепцией) обозначается в теории Роджерса

термином «конгруэнция». И наоборот, в случае несоответствия имеет место инконгруэнтность.

«Я-концепция» (самость) определялась Роджерсом следующим  образом: «это

организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий

свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми,

различными аспектами  жизни, а также ценности, связанные  с этим восприятием. Это гештальт,

Информация о работе Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)