Содержание:
1. Сущность гуманистического
направления психологии…………….3
2. Основные идеи
теории самоактуализации А. Маслоу……………….5
3. Укажите, к каким
современным направлениям западной
психологии следует отнести приведенные
высказывания………………………….......7
4. Список литературы…………………………………………………..10
1. Сущность гуманистического
направления психологии.
Предмет гуманистической
психологии: Модель идеальной личности
Представители гуманистической
психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор
Франкл
Гуманистическая
психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной,
преимущественно американской, психологии. Гуманистическая
психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом
изучения являются психологически здоровые,
зрелые, творчески активные представители
человечества, которых отличает непрерывное
развитие и активное отношение к миру. Гуманистические
психологи отрицали наличие изначального
конфликта человека и общества и утверждали,
что именно социальные успехи характеризуют
полноту человеческой жизни.
Основные методологические
принципы и положения гуманистической
психологии:
а) человек целостен и должен изучаться
в его целостности;
б) каждый человек уникален, поэтому анализ
отдельных случаев (case study) не менее оправдан,
чем статистические обобщения;
в) человек открыт миру, переживание человеком
мира и себя в мире — главная психологическая
реальность;
г) человеческая жизнь должна рассматриваться
как единый процесс становления и бытия
человека;
д) человек обладает потенциями к непрерывному
развитию и самореализации, которые являются
частью его природы;
е) человек обладает определенной степенью
свободы от внешней детерминации благодаря
смыслам и ценностям, которыми он руководствуется
в своем выборе;
ж) человек есть активное, интенциональное,
творческое существо.
Истоки гуманистической психологии лежат
в философских традициях гуманистов Возрождения,
французского Просвещения, немецкого
романтизма, философии Фейербаха, Ницше,
Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также
в современном экзистенциализме и восточных
философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа гуманистической
психологии реализуется в широком спектре различных
подходов:
В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона,
К. Роджерса разработаны представления
о психически здоровой, полноценно функционирующей
личности.
Проблема движущих сил становления и развития
личности, потребностей и ценностей человека
получила раскрытие в работах А. Маслоу,
В. Франкла, Ш. Бюлер и др.
Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу
проблему свободы и ответственности.
Трансценденция человеком своего бытия
рассматривается при этом как специфически
человеческая сущностная особенность
(С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
Проблематика межличностных отношений,
любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия
в общении рассматривается в работах К. Роджерса,
С. Джурарда, Р. Мэя и др.
2. Основные идеи теории
самоактуализации А. Маслоу.
Стремление человека к самовыражению
и самосовершенствованию в гуманистической
психологии выражается понятием «самоактуализация».
Актуализация своих возможностей и способностей
ведет к развитию «полноценно функционирующего
человека». Самоактуализирующаяся личность
всегда выбирает движение вперед, преодоление
препятствий, неизбежно возникших на пути
к высокой цели.
Выделяются
признаки самоактуализации, наиболее
важные для личности человека и общения:
1. Служение. А. Маслоу отмечает,
что «самоактуализирующиеся люди
все без исключения вовлечены
в какое-то дело... Они преданы
этому делу, оно является чем-то
очень ценным для них – это
своего рода признание». Они не
только хотят, но и считают, что
должны этим заниматься.
2. Эффективное
восприятие реальности. Самоактуализирующиеся
люди обладают поразительной способностью
распознавать ложь, фальшь и неискренность,
что, отметим, является очень ценным в
общении. Их восприятие гораздо в меньшей
степени, чем у неактуализирующихся личностей,
подвержено влиянию желаний, потребностей
и предубеждений.
3.
Спонтанность, простота, естественность,
приятие себя и других. Самоактуализирующиеся
люди ведут себя спонтанно, просто и естественно,
не стараясь произвести впечатление. Они
не хотят казаться лучше, чем они есть,
и живут по принципу «быть», а не «казаться».
Самоактуализирующиеся люди принимают
себя и других со всеми недостатками, умеют
мириться с ними, жить в мире с самим собой
и другими людьми.
4. Отстраненность
и автономность. Самоактуализирующиеся
люди объективны, для них более важны проблемы
внешнего порядка, чем внутренние переживания.
Они способны к такой концентрации, которая
делает их отстраненными и хладнокровными.
Автономность самоактуализирующихся
личностей – это не только независимость,
но и самоопределение, самоуправление,
способности к принятию ответственности,
активный поиск решений, стремление не
быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся
человек сам формирует свои мнения и суждения,
сам принимает решения и сам отвечает
за них, сам определяет и прокладывает
свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает
внимание на то, что многие люди утратили
способность к самоопределению и готовы
позволить управлять и манипулировать
собой.
5.
Креативность. Способность к творчеству,
созиданию – универсальная характеристика
всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся
человек – это здоровый нормальный человек
со своими слабостями и недостатками.
А. Маслоу не только
описывает признаки самоактуализирующихся
личностей, но и намечает конкретные
пути самоактуализации:
- постоянное
развитие своих способностей, использование
их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать.
Талант и даже большой талант – это не
то же самое, что самоактуализация. Многие
одаренные люди не смогли реализовать
свои способности, другие же с весьма средними
способностями достигли многого;
- при каждом выборе
– решать в пользу личностного
роста, пробовать свои силы. Выбирать
безопасное – значит оставаться
при известном и знакомом, но
рисковать стать устаревшим. Выбирать
рост – значит открывать себя
новому неожиданному опыту, что
связано с риском;
- становится
реальным, существовать фактически, научиться
быть в гармонии со своим внутренним миром.
Решать для себя, нравятся ли тебе самому
определенные вещи, независимо от мнений
и точек зрения других. Тогда человек сможет
сделать правильный выбор профессии и
определять свою жизнедеятельность;
-обнаружение психологических
защит и разрушение их.
С понятием
«полноценно функционирующий человек»
связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл
жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса,
это не жизнь, полная удовольствий, не
богатство или власть, а движение по пути,
определяемому заложенным в человеке
возможностям. Поэтому смысл жизни заключается
в реализации своих возможностей.
3. Укажите, к каким
современным направлениям западной
психологии следует отнести приведенные
высказывания:
а) «… люди – в высшей степени
сознательные и разумные создания без
доминирующих бессознательных потребностей
и конфликтов»;
Гуманистическая психология
подходит к человеку как существу, который
от природы хорош и способен к самосовершенствованию.
С точки зрения гуманистической психологии
сама сущность человека постоянно движет
его в направлении личного роста, творчества
и самодостаточности, если только чрезвычайно
сильные обстоятельства окружения не
мешают этому. С точки зрения гуманистической
психологии, люди – в высшей степени сознательные
и разумные создания без доминирующих
бессознательных потребностей и конфликтов.
Гуманистическая психология рассматривает
людей как активных творцов собственной
жизни, обладающих свободой выбирать и
развивать стиль жизни, которая ограничена
только физическими или социальными воздействиями.
б) «индивидуум, представляется
нам, как непознанное и бессознательное
"Оно", на поверхности которого покоится
"Я". "Я" старается содействовать
влиянию внешнего мира на "Оно" и
стремится заменить принцип удовольствия,
который безраздельно властвует в "Оно",
принципом реальности»;
Фрейд, основоположник психоаналитической
психологии, пишет: «Согласно предлагаемой теории
индивидуум представляется нам как непознанное
и бессознательное Оно, на поверхности
которого покоится «Я». Большое функциональное
значение «Я» выражается в том, что в нормальных
условиях ему предоставлена власть над
побуждением к движению. По отношению
к «Оно» «Я» подобно всаднику, который
должен обуздать превосходящую силу лошади,
с той только разницей, что всадник пытается
совершить это собственными силами, «Я»
же силами заимствованными. Это сравнение
может быть продолжено. Как всаднику, если
он не хочет расстаться с лошадью, часто
остается только вести ее туда, куда ей
хочется, так и «Я» превращает обыкновенно
волю «Оно» в действие, как будто бы это
было его собственной волей. «Я» старается
содействовать влиянию внешнего мира
на «Оно» и осуществлению тенденций этого
мира, стремится заменить принцип удовольствия,
который безраздельно властвует в «Оно»,
принципом реальности. «Я» олицетворяет
то, что можно назвать разумом и рассудительностью,
в противоположность к «Оно», содержащему
страсти. »
в) «личностный конструкт –
это идея или мысль, которую человек
использует, чтобы осознать или интерпретировать,
объяснить или предсказать свой опыт»;
В основу своей теории Дж. Келли
положил способ, при помощи которого люди
осмысляют и интерпретируют окружающий
мир и себя в этом мире. Дж. Келли предположил,
что все люди – ученые в том смысле, что
они формулируют гипотезы о реальности,
с помощью которых пытаются предвидеть
и контролировать жизненные события. Из
данного положения следуют два значительных
вывода относительно психической жизни
людей:
• Во-первых, люди, преимущественно, ориентированы
на будущее, а не на прошлые или настоящие
события их жизни. Поведение человека
можно рассматривать как направленное
на предсказание будущих событий.
• Во-вторых, люди обладают способностью
не просто пассивно реагировать на свое
окружение, но и активно формировать свое
представление о нем. Человек осознает
или предсказывает события окружающего
мира при помощи создаваемых им систем
или моделей.
Назвав свой подход теорией личностных
конструктов, Дж. Келли концентрирует
внимание на психологических процессах,
которые позволяют людям организовать
и понять события, происходящие в их жизни.
Личностный конструкт – это идея или мысль,
которую человек использует, чтобы осознать
или интерпретировать, объяснить или предсказать
свой опыт. Все конструкты биполярны и
дихотомичны по природе.
Цель теории личностного конструкта
– объяснить, каким образом люди интерпретируют
и прогнозируют свой жизненный опыт с
точки зрения сходства и различий.
Итак, стоит отметить, что гуманистическая психология
противопоставила себя в качестве «третьей
силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим
основной упор на зависимость личности
от ее прошлого, считая, что главное в ней
- устремленность к будущему, к свободной
реализации своих возможностей, к укреплению
веры в себя и возможность достижения
«идеального Я». Гуманистическая психология
предлагает новый подход к изучению человеческой
природы. В ее рамках личность рассматривается
как уникальная и целостная, открытая,
динамичная и нередуцируемая система,
находящаяся или способная находиться
в процессе постоянного становления. Человек
ответственен за реализацию возможностей,
предоставляемых ему жизнью.
Список используемой
литературы:
- Островский Э.В., Чернышова Л.И.
Психология и педагогика: Учебное пособие
/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский
учебник, 2005.
- Общая психология. Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. М.:
2006 - 560 с.
- Психологический словарь \ Под
ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.:
Педагогика, 1999.
- http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=255
- http://www.psychologos.ru/articles/view/gumanisticheskaya_psihologiyazpt_gumanisticheskoe_napravlenie