Гуманистическая школа психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:48, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Это течение как самостоятельное выделилось в начале 60-х годов XX века. В ней содержится ряд направлений современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. История становления……………………………………………………………………………………..4
2. Основные представители гуманистической психологии……………………………..6
3. Принципы гуманистической психологии…………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 33.98 Кб (Скачать файл)

 

      Говоря  о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой  выражается сущность человека.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

      У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою самооценку. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и нескольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

3. Принципы гуманистической психологии

 

     Первый  из них — принцип  становления  — предполагает, что  потенциал  развития остается  неисчерпанным на протяжении  всей человеческой жизни  —  всякий раз по достижении определенной  цели открываются новые возможности. В силу этого человек по  большому счету независим от  внешних условий и свободен  в выборе этих возможностей, одновременно  неся всю полноту ответственности  за их реализацию.

      Второй  принцип — принцип  уникальности каждого индивида  и человеческой природы — подчеркивает  первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии.

      Третий принцип — принцип холизма  — провозглашает подход к человеку  как к единому целому. С этой  точки зрения дифференциация  человеческого организма и психики  и изучение отдельных компонентов  последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются  неоправданными и искажающими  реальность.

      Согласно  четвертому принципу  — принципу позитивного  отношения  к человеческой природе  —  все люди по природе своей  предрасположены к добродетели  и каждому человеку присуще  творческое начало. Именно оно, с  точки зрения гуманистической  психологии, является главной движущей  силой личности, а не бессознательные  и разрушительные импульсы, как  полагал З. Фрейд.

      Пятый принцип — психологии  психического здоровья — обосновывает  необходимость  концентрации внимания  психологов на изучении здорового  человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, "увечную" психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.

      При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма  и действительно  позволяют преодолеть  механистичность и чрезмерную  центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Гуманистическая психология успешно  укореняется в российской среде, соединяясь с традициями психологической  и философской мысли, она обогащается, развивается, встраивается в широкий  культурно-исторический контекст. Активно  развиваются интегративные подходы, характерные для российской психологической, консультативной и психотерапевтической практике. Среди них можно упомянуть триалогический подход, возникший на основе классических разработок К. Роджерса в области клиентоцентрированной психотерапии.

      Несмотря  на широкое распространение  и  популярность, гуманистическая  психология и психотерапия в  России стоит  в самом начале  своего пути. Исходный корпус  идей, обогащённый культурной, психологической, философской, теологической традициями  и терапевтической практикой, несомненно, еще не раз даст почву новым  концепциям и подходам, как отечественным, так и зарубежным. Какими они  окажутся и в рамках какой научной парадигмы получат наибольшее развитие, на сегодня определить сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Ярошевский  М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М.,1996 Глава VIII Развитие психологии в России.

2.  http://dipland.ru

3.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманистическая_психология

4.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Маслоу,_Абрахам_Харольд

5. Криндач В. П.. Ассоциация Гуманистической психологии. Начало разговора. Психологическая газета No 04 1997г

 

 

 

 

 


Информация о работе Гуманистическая школа психологии