Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:03, реферат
Каждый человек, согласно теории, имеет право на одинаково хорошее обращение, независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания или положения, которое он занимает в обществе. В мире не должно быть места для нетерпимости и предубеждений, считают гуманисты. Каждый важен, поскольку является единственным и неповторимым существом.
Теория также утверждает, что сравнивать людей между собой или разделять их на какие-то классы или категории несправедливо и лишено всякого смысла. Даже те люди, которые совершили нечто ужасное, заслуживают уважения за то, что они есть, но не за то, что они сделали.
Введение…………………………………………………………………………...….3
1 Теоретические концепции представителей гуманистической психологии………………………………………………………………………...….5
2 Самоактуализация……………………...………………………………………...9
3 Характеристики самоактуализирующихся людей…………….……………….12
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………….………………………………...18
3 Характеристики самоактуализирующихся людей
Исходя из собственного
исследования, проведенного на избранной
группе самоактуализирующихся людей и
основанного на биографическом материале,
Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся
люди имеют следующие характеристики.
1. Более эффективное восприятие реальности.
Самоактуализирующиеся люди способны
воспринимать мир вокруг себя, включая
других людей, правильно и беспристрастно.
Они видят действительность такой, какая
она есть, а не такой, как им хотелось бы
ее видеть. Они менее эмоциональны и более
объективны в своем восприятии и не позволяют
надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся
люди могут без труда обнаружить фальшь
и нечестность в других. Маслоу обнаружил,
что эта способность видеть более эффективно,
распространяться на многие сферы жизни,
включая искусство, музыку, науку, политику
и философию.
2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие
они есть. Они не сверхкритичны к своим
недостаткам и слабостям. Они не отягощены
чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги
— эмоциональными состояниями, которые
вообще столь присущи людям. Самоприятие
также четко выражено на физиологическом
уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают
свою физиологическую природу с удовольствием,
ощущая радость жизни. У них хороший аппетит,
сон, они наслаждаются своей сексуальной
жизнью без ненужных запретов. Основные
биологические процессы считаются частью
человеческой природы и благосклонно
принимаются. Подобным образом они принимают
других людей и человечество в целом. У
них нет непреодолимой потребности поучать,
информировать или контролировать. Они
могут переносить слабости других и не
боятся их силы. Они осознают, что люди
страдают, стареют и, в конце концов, умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность.
Поведение самоактуализирующихся людей
отмечено непосредственностью и простотой,
отсутствием искусственности или желания
произвести эффект. Но это не означает,
что они постоянно ведут себя вразрез
с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли
и эмоции) чужда условности, естественна
и непосредственна. Но эта нетрадиционность
не ставит целью произвести впечатление,
они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать
других, и соблюдать определенные формальности
и ритуалы. Следовательно, они могут приспособляться,
чтобы оградить себя и других людей от
боли или несправедливости. По этой причине,
например, самоактуализирующиеся люди
могут быть терпимыми к принятой в различных
образовательных учреждениях практике
обучения, которую они считают глупой,
скучной или отупляющей. Однако, когда
того требует ситуация, они могут быть
непримиримыми даже под угрозой остракизма
и осуждения. Они не колеблясь отклоняют
социальные нормы, когда считают, что это
необходимо.
4. Центрированность на проблеме. Маслоу
считал, что все обследованные им личности
без исключения были привержены какой-то
задаче, долгу, призванию или любимой работе,
которую они считают важной. То есть они
не эго-центрированы, а скорее ориентированы
на проблемы, стоящие выше из непосредственных
потребностей, проблемы, которые они считают
для себя жизненной миссией. В этом смысле
они скорее живут, чтобы работать, а не
работают, чтобы жить; работа субъективно
переживается ими как их определяющая
характеристика. Самоактуализирующихся
людей также очень интересуют вопросы
философии и этики. Они живут и работают
в сфере широчайшей компетенции, стремясь
посвятить себя надличностной «миссии»
или задаче. Такой стиль жизни означает,
что они не обращают внимание на тривиальное,
незначительное, и это позволяет им четко
отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость: потребность в уединении.
Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся
люди очень нуждаются в неприкосновенности
внутренней жизни и одиночестве. Так как
не стремятся устанавливать с другими
отношения зависимости, то могут наслаждаться
богатством и полнотой дружбы.
К сожалению, это качество
независимости не всегда понимается или
принимается другими. В сфере социального
общения часто «нормальные» люди считают
их равнодушными, необщительными, высокомерными
и холодными, особенно в том случае, когда
потребности любви и привязанности у этих
людей неадекватно удовлетворены. Но у
самоактуализирующихся людей эти дефицитарные
потребности удовлетворены, и поэтому
им не нужны другие люди для дружбы в обычном
смысле этого слова. В результате появляется
потребность общения другого уровня —
общения с собой. Маслоу считает, что самоактуализирующиеся
люди могут находиться в одиночестве без
того, чтобы ощущать себя одинокими.
Потребность в уединении и уверенность
в себе проявляются также и в других аспектах
поведения самоактуализирующихся людей.
Например, они сохраняют спокойствие и
невозмутимость, когда их постигают личные
несчастья и неудачи. Маслоу объясняет
это тем, что самоактуализирующиеся люди
стремятся иметь собственный взгляд на
ситуацию, а не полагаться на те мнения
или чувства, которые демонстрируют по
данному поводу другие люди. Действительно,
они сами для себя являются движущей силой,
сопротивляющейся попыткам общества заставить
их придерживаться социальных условностей.
6. Автономия: независимость от культуры
и окружения. Исходя из характеристик,
рассмотренных выше, можно предположить,
что самоактуализирующиеся люди свободны
в своих действиях, независимо от физического
и социального окружения. Эта автономия
позволяет им полагаться на свой собственный
потенциал и внутренние источники роста
и развития.
У здоровых людей высока степень самоуправления
и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющими,
активными, ответственными и самодисциплированными
хозяевами своей судьбы. Они достаточно
сильны, чтобы не обращать внимание на
мнения и влияния других, поэтому они не
стремятся к почестям, высокому статусу,
престижу и популярности. Они считают
такое внешнее удовлетворение менее значительным,
чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно,
достижение такого состояния внутренней
независимости определяется тем, получал
ли человек в прошлом любовь и защиту от
других.
7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся
люди обладают способностью оценивать
по достоинству даже самые обычные события
в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение,
удовольствие и даже экстаз.
Например, сотая радуга так же прекрасна,
как и первая; прогулка по лесу никогда
не бывает скучной; вид играющего ребенка
поднимает настроение. В отличие от тех,
кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся
люди ценят благосклонную судьбу, здоровье,
друзей и политическую свободу. Они редко
жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости для новых
переживаний является то, что самоактуализирующиеся
люди не разделяют переживания на категории
и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный
опыт очень богат, и каждый день жизни
с его обычными делами всегда остается
для них захватывающим и волнующим событием.
8. Вершинные, или мистические переживания.
Изучая процесс самоактуализации, Маслоу
пришел к неожиданному открытию: у многих
его испытуемых было то, что он назвал
вершинными переживаниями. Это моменты
сильного волнения или высокого напряжения,
а также моменты расслабления, умиротворения,
блаженства и спокойствия. Они представляют
собой экстатические состояния, какие
переживаются в кульминационные моменты
любви и интимности, в порывах творчества,
озарения, открытости и слияния с природой.
По Маслоу, вершинные, или мистические,
переживания не имеют божественной или
сверхъестественной природы, хотя по своей
сути они религиозны. Он обнаружил, что
в состоянии вершинного переживания люди
чувствуют большую гармонию с миром, теряют
ощущение своего «я» или выходят за его
пределы. Они одновременно чувствуют себя
и более сильными, и более беспомощными,
чем прежде, и утрачивают чувство времени
и места.
9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся
люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны
недостатками рода человеческого, их,
тем не менее, роднит с ним глубокое чувство
близости. Следовательно, у них есть искреннее
желание помочь своим «смертным» собратьям
улучшить себя. Это стремление выражается
чувством сострадания, симпатии и любви
ко всему человечеству. Часто это особый
вид братской любви, подобной отношению
старшего брата или сестры к младшим братьям
и сестрам.
10. Глубокие межличностные отношения.
Самоактуализирующиеся люди стремятся
к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям,
чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем
они связаны, более здоровы и близки к
самоактуализации, чем средний человек.
То есть самоактуализирующиеся люди склонны
устанавливать близкие отношения с теми,
кто обладает сходным характером, талантом
и способностями, хотя благодаря своему
социальному интересу они обладает особым
чувством эмпатии к менее здоровым людям.
Обычно круг их близких друзей невелик,
т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации
требует большого количества времени
и усилий. Самоактуализирующиеся люди
также испытывают особую нежность к детям
и легко общаются с ними.
11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся
личности, по
Маслоу, самые «демократичные» люди. У
них нет предубеждений, и поэтому они уважают
других людей, независимо от того, к какому
классу, расе, религии, полу те принадлежат,
каков их возраст, профессия и прочие показатели
статуса. Более того, они с готовностью
учатся у других, не проявляя стремления
к превосходству или авторитарных склонностей.
В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся
люди не считают всех без исключения равными:
«Эти индивиды, сами являются элитой, выбирают
в друзья также элиту, но это элита характера,
способностей и таланта, а не рождения,
расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости,
славы или власти».
12. Разграничение средств и целей. В повседневной
жизни самоактуализирующиеся личности
более определены, последовательны и тверды,
чем обычные люди, в отношении того, что
правильно и что ошибочно, хорошо или плохо.
Они придерживаются определенных нравственных
и этических норм, хотя очень немногие
из них религиозны. Маслоу также отметил
у обследованных самоактуализирующихся
личностей обостренное чувство разграничение
целей и средств их достижения. В то же
время они часто наслаждались собственно
средствами, которые не нравились менее
терпимыми людям. Им больше нравилось
делать что-то ради самого процесса, а
не потому, что это средство для достижения
какой-то цели.
13. Философское чувство юмора. Другой примечательной
характеристикой самоактуализирующихся
людей является их явное предпочтение
философского, доброжелательного юмора.
Если обычный человек может получать удовольствие
от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность,
унижающих кого-то или непристойных, то
здорового человека больше привлекает
юмор, высмеивающий глупость человечества
в целом. Маслоу замечал, что философский
юмор обычно вызывает улыбку, а не смех.
Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся
люди часто кажутся довольно сдержанными
и серьезными.
14. Креативность. Маслоу обнаружил, что
все без исключения самоактуализирующиеся
люди обладают способностью к творчеству.
Однако
творческий потенциал его испытуемых
проявлял себя не так, как у выдающихся
талантов в поэзии, искусстве, музыке или
науке. Маслоу говорил скорее о такой же
естественной и спонтанной креативности,
которая присуща неиспорченным детям.
Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся
человеку не обязательно писать книги,
сочинять музыку или создавать живописные
полотна.
15. Сопротивление окультуриванию. И, наконец,
самоактуализирующиеся люди находятся
в гармонии со своей культурой, сохраняя
в то же время определенную внутреннюю
независимость от нее. Они обладают автономностью
и уверенностью в себе, и поэтому их мышление
и поведение не поддается социальному
и культурному влиянию. Такое сопротивление
окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся
люди нетрадиционны или антисоциальны
во всех сферах человеческого поведения.
Например, в том, что касается одежды, речи,
пищи и манеры поведения, если это не вызывает
у них явных возражений, они не отличаются
от других. Подобным образом, они не тратят
энергии на борьбу с существующими обычаями
и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно
независимыми и нетрадиционными, если
затрагиваются какие- то основные их ценности.
Поэтому те, кто не дает себе труда понять
и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся
людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся
люди также не требуют от своего окружения
немедленного улучшения. Зная о несовершенствах
общества, они могут быть медленными и
постепенными, но их легче достичь, работая
внутри этой системы.
Заключение
С точки зрения гуманистической
психологии только сами люди ответственны
за выбор, который они делают. Это не означает,
что , если людям дана свобода выбора, они
непременно будут действовать в своих
собственных интересах. Свобода выбора
не гарантирует правильность выбора. Основным
принципом этого направления является
модель ответственного человека, свободно
делающего выбор среди предоставляемых
возможностей.
Гуманистическая психология не является
строго организованной теоретической
системой - лучше рассматривать ее как
движение. Маслоу назвал свой подход психологией
третьей силы. Хотя взгляды сторонников
этого движения составляют довольно широкий
спектр, они все-таки разделяют определенные
фундаментальные концепции на природу
человека. Практически все эти концепции
имеют глубокие корни в истории западного
философского мышления.
Список использованной литературы
1. Маслоу А. Мотивация и
2. Олпорт Г.В. Личность в психологии. –
М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. –
М.: Mass Media, 1999
4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник
для вузов. – СПб.: Питер, 2008
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. –
СПб., 2000
Информация о работе Гуманистические теории развития личности