Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:55, реферат
Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.
Введение………………………………………………………….……….……..…...3
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы……………………...….….……5
Заключение…………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………….……….…….....10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Введение в практическую психологию»
ТЕМА РЕФЕРАТА: «Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии»
Исполнитель:
Группа: Руководитель:
МИНСК, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы……………………...….….……5
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….……….……..
Введение
В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.
Основными симптомами кризиса являются:
– отсутствие единой науки;
– дефицит устойчивого знания;
– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;
– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания.
Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.
Например, в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход считался доминирующим, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:
1) психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;
2) психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;
3) психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии.
Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:
1. Естественнонаучная
2. Гуманитарная
Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы
Естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.
Ее основные принципы:
1. Принцип опоры на эмпирические факты
2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.
3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестного посредством сведения к хорошо изученному.
4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.
Эти принципы хорошо работают в естественных науках, но не в психологии.
Например, 1. – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?
2. – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.
Многие современные направления в психологии изучают человека, его внутренний мир в рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т.е. человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Он существует отстраненно от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, многие ученые считают, что объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.
Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.
У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога.
Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:
Естественнонаучная |
Гуманитарная |
Предмет | |
Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности. |
Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. |
Принципы | |
Детерминизм |
Интенциональность (индетерминизм) |
Научный подход | |
Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный. |
Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный. |
Цель | |
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость. |
Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности. |
Методы | |
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др. |
Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. |
Позиция исследователя | |
Беспристрастная, отстраненная. |
Эмоциональная, эмпатическая, включенная. |
Способ построения Знания | |
Гипотеза, теоретический конструкт. |
Беспредпосылочность. |
Критерий истины | |
Практика, проверяемость
и воспроизводимость |
Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. |
Отношение к исследуемому | |
Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности. |
Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность. |
Заключение
На сегодняшний день
четко прослеживается борьба двух противоположных
подходов — естественнонаучного
и гуманитарного. Стоит заметить,
что в настоящее время
Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:
1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка
Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследовании психической реальности необходимы.
Список использованной литературы
Информация о работе Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии