Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:48, реферат
Все люди отличаются друг от друга индивидуальными психологическими особенностями. Еще в глубокой древности учёные, наблюдая за внешними проявлениями поведения людей, обратили внимание на существенные индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимые, энергичны, уверенны в себе и добиваются поставленных целей. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы, не всегда могут довести начатое дело до конца. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Каждому человеку присущи характерные свойства психики. Неотъемлемыми из них являются характер и темперамент.
1) Введение
2) Общее понятие характера
3) Формирование характера
4) Классификация характеров
5) Общее понятие темперамента
6) Типы темперамента
7) Отличия характера и темперамента
8) Заключение
9) Список использованной литературы
Содержание
1) Введение
2) Общее понятие характера
3) Формирование характера
4) Классификация характеров
5) Общее понятие темперамента
6) Типы темперамента
7) Отличия характера и темперамента
8) Заключение
9) Список использованной литературы
Введение:
Все люди отличаются друг от друга индивидуальными психологическими особенностями. Еще в глубокой древности учёные, наблюдая за внешними проявлениями поведения людей, обратили внимание на существенные индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимые, энергичны, уверенны в себе и добиваются поставленных целей. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы, не всегда могут довести начатое дело до конца. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Каждому человеку присущи характерные свойства психики. Неотъемлемыми из них являются характер и темперамент. Что же вкладывается в эти понятия? Говоря о характере человека, имеют в виду его определенные качества, которые проявляются в отношении с окружающим миром. Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер занимает центральное место в структуре личности и определяет индивидуальность человека. В свою очередь темперамент представляет собой характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Под динамическими особенностями понимают темп, ритм, интенсивность и продолжительность психических процессов, в частности эмоциональные процессы, а также некоторые внешние проявления поведения человека: подвижность, активность, быстроту или медлительность реакций. Характер и темперамент имеют связь между собой, однако между этими понятиями есть существенные отличия. Так на пример, характер поддается корректировке под действием внешних факторов, а темперамент в свою очередь нельзя изменить, можно лишь только научиться сдерживать его отрицательные проявления. В современной психологии тема «Характер и Темперамент» актуальна и сегодня. Изучению этой темы отводится большое внимание. Это связано с тем, что характер и темперамент как свойства личности влияют на поведение и поступки человека.
Общее понятие характера
Слово характер в буквальном переводе с греческого языка означает чеканка, отпечаток. Характер- это сочетание индивидуальных существенных свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются всесторонней развитостью, другие узко направленностью своих интересов, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, моральным представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с которой человек преследует поставленную перед собой цель, способность все больше и больше прикладывать сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи.
Формирование характера
Рассматривая характер, мы говорим о том, что он не является врожденным свойством личности и может меняться на протяжении жизни человека. Формирование и развитие характера во многом зависит от влияния окружающей среды. К таким влияниям можно отнести, во-первых, общественно-историческую обстановку. Каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и формируется как личность под их воздействием. Во-вторых, индивидуально-своеобразный характер. Под этим высказыванием имеется в виду то, что условия жизни и деятельности отдельно взятого человека, его жизненный путь, своеобразны и неповторимы. Как следствие, мы имеем бесконечное количество разнообразных индивидуальных характеров. Однако, в жизни и деятельности людей, которые живут и развиваются в одинаковых условиях, есть много общего. Поэтому в их характерах будут общие стороны и черты. Так же на формирование характера влияет воспитание человека. Многие черты характера формируются еще в детстве. Наиболее чувствительным периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации. Положительный пример является здесь важнейшим фактором формирования характера. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты как: доброта или эгоистичность, общительность или замкнутость, отзывчивость или безразличие. В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он считает, что у него все равно ничего не получится. В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В юности окончательно формируются базовые нравственные , мировоззренческие основы личности. Таким образом определенные черты характера закладываются у человека в определенном возрасте.
Рассматривая вопрос о
формировании характера, нельзя не сказать,
что человек может
Классификация характеров
В
целом не может быть абсолютной или
универсальной классификации
Общее понятие темперамента
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению. Под темпераментом человека понимают те врожденные особенности, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент обладает важными свойствами, которые характеризуют деятельность человека. Свойства темперамента влияют на любую деятельность человека. Можно выделить некоторые основные компоненты, которые определяют его:
1)Общая активность в
психической деятельности и
2) Двигательная или
моторная активность - отражает состояние
активности двигательного и
3) Эмоциональная активность - выражается
в эмоциональной
Чем же обусловлено наличие того или иного типа темперамента у человека? Рассмотрим несколько систем взглядов по этому поводу. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «жидкостей организма»- крови, флегмы, желтой и черной желчи. В зависимости от преобладания одной «жидкости» над другой, человеку был характерен один из четырех типов темперамента. Итак, были выделены такие типы темперамента: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma – флегма, слизь), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole –черная желчь). Другого взгляда придерживались такие ученый как Э. Кречмер и У. Шелдон. По их мнению тип темперамента зависит от телосложения человека. Современные ученые, проведя исследования, придерживаются теории, предложенной русским ученым И. П. Павловым. Смысл теории заключался в том, что темперамент человека зависит от свойств его нервной системы, то есть биологически обусловлен.
Типы темперамента
Сангвиник. Сангвиник обладает выраженной психической активностью, живой и подвижный, быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными жестами и мимикой. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматик. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства глубоки и устойчивы, внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Речь и движения замедленны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение отличается постоянством. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям. Флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерик. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимые, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и из-за этого он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.