Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:11, реферат
Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).
Конформность сочетается
с поразительной
Ко всему этому конформные
субъекты – консерваторы по натуре.
Они не любят новое, потому что
не могут к нему быстро приспособиться,
трудно осваиваются в новой ситуации..
От еще одного качества
зависит их профессиональный успех.
Они – неинициативны. Очень хорошие
результаты могут достигаться на
любой ступени социальной лестницы,
лишь бы работа, занимаемая должность
не требовали бы постоянной личной
инициативы. Если именно этого от них
требует ситуация, они дают срыв
на любой, самой незначительной должности,
выдерживая гораздо более
Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, – это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет...
Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.
Самооценка характера конформных подростков может быть неплохой...
СМЕШАННЫЕ ТИПЫ
Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний.
Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.
Цель и задачи:
1. Провести обзор литературных
источников по изучаемой
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение исследований и сравнение их результатов.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Выводы.
База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.
Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определения типа акцентуации характера – методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда; для определения типа темперамента – методика определения психологической характеристики темперамента. Обе методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.
Тексты методик приводятся в приложении.
Ниже приводятся ответы испытуемого на предложенные ему тесты.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Ответы испытуемого
на тест «Методика определений
1+ |
9+ |
17+ |
25- |
33+ |
41- |
49+ |
57+ |
65+ |
73+ |
81+ |
2+ |
10+ |
18+ |
26- |
34- |
42- |
50- |
58+ |
66+ |
74+ |
82- |
3- |
11+ |
19+ |
27+ |
35- |
43+ |
51+ |
59+ |
67- |
75- |
83- |
4+ |
12+ |
20+ |
28- |
36- |
44- |
52+ |
60+ |
68+ |
76+ |
84+ |
5- |
13+ |
21- |
29+ |
37+ |
45- |
53+ |
61+ |
69+ |
77+ |
85+ |
6+ |
14+ |
22- |
30- |
38+ |
46- |
54- |
62- |
70+ |
78- |
86+ |
7- |
15- |
23- |
31- |
39+ |
47+ |
55+ |
63+ |
71+ |
79- |
87- |
8+ |
16- |
24- |
32+ |
40+ |
48+ |
56- |
64- |
72+ |
80- |
88- |
Подсчёты:
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 =15
«+» +,+,+,+ =4
«-« -,-, = 2
4 + 2 = 6, 6 * 2 = 12
«+» +,+,+,+ = 4
«-« - = 1
4 + 1 = 5, 5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8
«-«
8 * 1 = 8
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+,+ = 6
«-« - = 1
6 + 1 =7, 7 * 2 = 14
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+ = 2
«-« -,- = 2
2 + 2 = 4, 4 * 3 = 12
«+» +,+,+ = 3
«-«
3 * 6 = 18
Итог: (см. таблицу) гипертимность - 15 баллов, ригидность, застревание – 12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов, тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14 баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов, экзальтированность – 18 баллов.
Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации:
Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.
Экзальтированные люди реагируют
на жизнь более бурно, чем остальные,
они одинаково легко приходят
в восторг от радостных событий
и в отчаяние от печальных. От «страстного
ликования до смертельной тоски»
у них один шаг. Экзальтация мотивируется
тонкими, альтруистическими
Другой полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощутит болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим характером особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ
Ответы испытуемого на тест «Темперамент»
N |
холерик |
сангвиник |
флегматик |
Меланхолик |
1 |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
+ |
- |
- |
- |
5 |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
- |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
- |
+ |
- |
+ |
10 |
- |
+ |
+ |
+ |
11 |
+ |
- |
- |
- |
12 |
+ |
+ |
- |
+ |
13 |
- |
+ |
- |
+ |
14 |
+ |
- |
+ |
+ |
15 |
+ |
- |
+ |
+ |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
- |
- |
+ |
- |
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
19 |
- |
- |
+ |
- |
20 |
+ |
- |
- |
+ |
Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%) + С(12/40*100%) + М(14/40*100%) = 37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М
Итог: испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на 35% меланхолик.
Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста «Темперамент», у испытуемого выявлены черты всех основных типов темперамента, но доминирующим является холерический. На основании этого приводим краткое описание данного типа темперамента:
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
При сопоставлении результатов тестов, необходимо учесть, что темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера,
свойства темперамента претерпевают изменения,
в силу чего одни и те же исходные
свойства могут привести к различным
свойствам характера в
В ходе исследования, с помощью
тестов «Темперамент» и «Акцентуация
характера» было установлено, что испытуемый
обладает экзальтированным типом характера
и холерическим типом темперамента.
В соответствии с этим можно составить
психологический портрет
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования был подросток, ученик 7-го класса. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: для определения акцентуаций характера - опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента.
В ходе проведённой работы у испытуемого был выявлен аффектно-экзальтированный тип характера. Для наиболее полной психологической картины испытуемого была применена методика для исследования типа темперамента, и установлен, таким образом, холерический тип темперамента. На основании вышеприведённых итогов исследования стали очевидны некоторые основные индивидуальные черты личности, такие как:
1.большой диапазон
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
Таким образом, была установлена взаимосвязь темперамента, который является врождённым, и типом акцентуации характера, который, в свою очередь, может являться приобретённым в процессе воспитания под влиянием каких-либо внешних факторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Информация о работе Характер как индивидуальная характеристика личности