Характер как составляющая личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

В переводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно, характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Содержание работы

1. Понятие характер
1.1. Определение характера
1.2. Характер, общественные отношения и социальные группы
2. Структура характера
2.1. Связи черт характера
2.2. Черты характера и отношение личности
2.3. Акцентуация черт характера
3. Природа и проявления характера

Файлы: 1 файл

psiholog.docx

— 23.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат по психологии

на тему:

«Характер как составляющая личности»

 

 

 

 

Студентки 2 курса,

Серапионовой Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1. Понятие характер

1.1. Определение характера

1.2. Характер, общественные отношения  и социальные группы

2. Структура характера

2.1. Связи черт характера

2.2. Черты характера и отношение  личности

2.3. Акцентуация черт характера

3. Природа и проявления характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие “характер”

1.1. Определение характера

 

В переводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно, характер- это особые приметы, которые  приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в  чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Определяя понятие можно установить, что характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность  или неуверенность, боязливость) и  к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной  мере и к уму (например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характера являются комплексными образованиями  и в ряде случаев практически  не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов( к примеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

 

1.2. Характер, общественные отношения  и социальные группы.

 

Характер обнаруживает зависимость  от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Становление характера происходит в условиях  включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская  компания и т.д.). В зависимости  от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее  группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней , у подростка могут формироваться  в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае - скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные  возможности развития и закрепления  лучших черт характера. Этот процесс  способствует оптимальной интеграции личности в группе.

Зная характер человека, можно предвидеть. как он поведет себя в тех или  иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять его поведение.

Таким образом, знание характера, как  и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального  подхода к человеку.

 

 

2. Структура характера.

2.1. Связи черт характера.

 

Характер человеческой личности многогранен; хотя в нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее  цельную структуру характера.

Структура же характера обнаруживается в закономерной зависимости между  отдельными его чертами.

Среди черт характера некоторые  из них выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его  проявлений. Наряду с ними существуют и второстепенные черты, которые  в одних случаях определяются основными, а в других могут и  не гармонировать с ними. Так и  в жизни - нам  встречаются более  цельные характеры и более  противоречивые.

Существование цельных характеров обуславливает возможность среди  громадного разнообразия характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

Цельность характера не исключает  полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью.

Черты характера не могут быть отождествлены  с убеждениями, взглядами на жизнь  и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый  человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой - тоже добродушный  и веселый - но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих  целей.

 

2.2. Черты характера и отношение  личности.

 

Проявляясь в действиях и  поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в  совместную деятельность, характер оказывается  зависимым как от содержания деятельности,  так и от успешного или неуспешного  преодоления трудностей, от дальних  и ближних перспектив и достижения основных жизненных целей.

Таким образом, важнейший момент в  формировании характера - то, как человек  относится к окружающей среде  и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется , во-первых, в том , как он относится к другим людям: родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера  отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других - самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в  отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется  в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Все вышеперечисленные проявления дают возможность в некоторой  мере составить так называемые “портреты” характеров людей.

 

2.3. Акцентуация черт характера.

 

Число черт характера, которые зафиксированы  человеческим опытом и нашли обозначение  в языке, чрезвычайно велико.  Вариативность черт характера проявляется  не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты  характера достигает предельных величин и оказывается у крайней  границы нормы, возникает так  называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы характера как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах  может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения  личности, к психопатологии (патологии  характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и  практически необратимой, хотя в  условиях правильного лечения поддающейся  некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации  характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается  идентичным.

Можно выделить следующие важнейшие  типы акцентуации характера:

- интровертный тип характера, для него свойственна замкнутость в общении и налаживании контактов с окружающими и уход в себя;

- экстравертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность (не оказаться “белой вороной”);

- неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;

- неврастенический тип, его преобладающие черты-  это раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность;

- сензитивный тип, ему свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;

- демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии, склонность к позерству и рисовке ( одним словом, демонстрационность характера).

Следует еще раз подчеркнуть, что  в связи с многообразием характеров, вышеперечисленное деление на типы акцентуации выведены с большой  степенью обобщенности.

 

 

3. Природа и проявления  характера.

 

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических  особенностей человека, и прежде всего  от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические  особенности их возникновения и  протекания. В конечном счете черты  темперамента и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера.

Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее благоприятные  условия для сглаживания так  называемых “порочных” черт у разных типов характера.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или  невозможность его изменения  являются предметом давних дискуссий  психологов и нередко поводом  для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает  неприметно и человеку кажется, что  таким, как сейчас. он был всегда. Так возникает мнение, что черты  человеческого характера даны ему  от природы, являются врожденными.

Это мнение неверное... Человек рождается  с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают  в качестве первых причин того, что  одни и те же воздействия на людей  могут вызвать различный психологический  эффект. Они определяют условия, в  которых будет развиваться психика  личности.

Эти различия в физиологических  условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Необходимо иметь в виду, что  “сходные условия жизни” - понятие  весьма относительное, и что существует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большой мере способствуют зарождению различных  качеств и особенностей личности.

Характер - во многом и результат  самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется  в деятельности людей,  но в ней  же и формируется. Таким образом  мы небезосновательно можем сделать  вывод, что быт, условия жизни  в семье, а также и в коллективе - являются школой человеческих характеров...

 

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и  я ничего с собой поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии  заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности  к их проявлению (хотя, безусловно, следует  принимать во внимание и природные  предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологических  свойств идентичен, свидетельствует  о ярко выраженной тождественности  темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие в массовую печать сведения о том, что вне зависимости  от пожизненно складывающихся, любых  и существенно различающихся  условий у однояйцовых близнецов  якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при  одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные  свойства характера.

 

Итак, характер - это прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение  с другими людьми, и тем самым  обретающей свою индивидуальность.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Л и т е р а т  у р а

 

 

1. Личко А.Е. “Психопатии и  акцентуации характера у    подростков” - Москва: "Педагогическая книга", 2009. - 287 с.

 

2. Петровский А.В.  Введение в  психологию.- Москва: Издательский центр “Академия”, 2005. - 496 с.

 

3. "Характеры и судьбы". Учительская газета, 2004, №34,35,36

Информация о работе Характер как составляющая личности